Education & Pedagogy Journal
RU EN






Сегодня: 17.07.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Политика открытого доступа
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Яндекс.Метрика
E-LIBRARY (РИНЦ)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • 1
  • 2

Страница 2 из 2

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
51

Завьялова Ольга Сергеевна, Христу Мария ОПИСАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ УКАЗАНИЯ НА ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ В ЦЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ СОЗДАНИЮ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ. Education & Pedagogy Journal. 2023;1(5):82-96. DOI:

Рассматриваются грамматические средства, которые используются говорящим для обозначения источника информации при организации высказывания, цель которого − передача сведений, полученных в коммуникативных актах, предшествующих конкретному акту коммуникации. Показано, что эти грамматические средства, принадлежащие разным отделам системы языка, не охарактеризованы в полной мере в научно-методической литературе и, прежде всего, в нормативных документах, регламентирующих обучение иностранцев русскому языку. Между тем для иностранцев использование грамматических инструментов указания на источник информации в продуктивной речи, например, при написании обзора литературы в магистерской диссертации, представляет значительную трудность. Восполнить существующий пробел в прикладном описании системы языка (ее фрагмента) можно, опираясь на результаты ее исследования в теоретической лингвистике. Для определения места грамматических средств указания на источник информации в системе языка авторы обращаются к концепции коммуникативной грамматики Г.А. Золотовой, к предложенным в рамках этой концепции понятиям «авторизация», «средства авторизации». Вслед за Г.А. Золотовой грамматические средства авторизации классифицируются в зависимости от характера взаимодействия модели из текста-источника и выбранной модели передачи информации в создаваемом вторичном тексте. При рассмотрении системы средств авторизации в русском языке с позиций теоретической лингвистики формулируются и научно обосновываются задачи их изучения и описания в лингво-дидактическом аспекте, в целях обучения языку.

758
52

Карпов Анатолий Викторович, Чернов Дмитрий Николаевич СТРУКТУРА ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕТАСИСТЕМНОГО ПОДХОДА. Education & Pedagogy Journal. 2023;3(7):52-67. DOI:

В статье проанализированы достоинства и недостатки существующих подходов к определению понятия языковой компетентности. Предложена классификация, упорядочивающая многообразие связанных с использованием языка компетенций. Излагается авторское представление о структурно-уровневой организации языковой компетентности как психолого-педагогического феномена с теоретико-методологических позиций метасистемного подхода как наиболее современной на сегодняшний день версии системного подхода. Выявлены пять уровней системы языковой компетентности: метасистемный, общесистемный, субсистемный, компонентный и элементный. Определено, что содержанием высшего, метасистемного уровня языковой компетентности является целостная языковая способность, состоящая из коммуникативной, лексико-семантической, грамматической и регулятивной подсистем. Наиболее важной для функционирования языковой компетентности является регулятивная система, представляющая собой деятельностный инвариант саморегуляционных процессов целеобразования, прогнозирования, принятия решения, планирования, программирования, контроля и самоконтроля. Встраивание метасистемного уровня в нижележащие уровни системы определяет специфику их содержания, которое представлено различными способами оперирования языковыми знаниями: языковой рефлексией, языковой интуицией, языковыми умениями и навыками. С целью верификации структурно-уровневой модели языковой компетентности проведено эмпирическое исследование на выборке из 94 учащихся второго класса общеобразовательной школы. В качестве методик выступили широко используемые в психолого-педагогической практике тесты речевого развития, а также авторская методика изучения особенностей осознания учеником устройства языка при работе с квазиязыковыми конструкциями. Использованы методы беседы, структурированного наблюдения и экспертного оценивания. Исследование подтвердило справедливость теоретических представлений авторов. Полученные теоретические и эмпирические результаты могут быть использованы для уточнения цели, задач и методов обучения языку и психолого-педагогического сопровождения этого процесса на всех этапах языкового образования.

Ключевые слова: языковая компетентность, языковая способность, язык, языковая интуиция, языковая рефлексия, системный подход, метасистемный подход, языковое обучение

758
53

Нелюбин Николай Иванович Преимущества применения трансспективного анализа в историко-психологических исследованиях. Education & Pedagogy Journal. 2023;2(6):45-59. DOI:

В современных историко-психологических исследованиях, проводимых в русле постнеклассической методологии, назревает необходимость перемещения познавательных ориентиров: с направлений, школ, исследовательских программ, концепций определенного исторического периода развития психологической науки на реализуемые в них способы мышления и типы рациональности; с монологического, ретроспективного описания процессов оформления и трансформации концептуального аппарата той или иной психологической школы на рефлексивно-диалогическую реконструкцию концептуального наследия вечно актуальных ученых, в свете сегодняшнего и завтрашнего дня развития психологии; с привычных тематических рубрик и разделов психологического знания на области «перекрытия» (метафора В.Е. Клочко) разных типов научной рациональности, в подвижных границах которых наиболее активно и плодотворно шли процессы «перерождения научной ткани» (метафора Л.С. Выготского) психологии; с общеизвестных и признанных теорий на концепции, признававшиеся ранее периферийными или даже маргинальными, но содержащими недооцененный эвристический потенциал; с традиций адаптации в психологии естественнонаучных объяснительных схем на ассимиляцию учеными-психологами философско-мировоззренческого наследия и описательного потенциала литературы и искусства. С целью сопоставления традиционного и постнеклассического взгляда на историко-психологическое исследование автором предлагаются метафоры «реставрации» и «ренесанса», которые иллюстрируют разные подходы к реконструкции исторических форм научной мысли: сохранение концептуальных «памятников» психологической науки и осмысляющее воссоздание концептуального наследия психологии с конструктивным пересмотром его эвристического потенциала. Обосновывается продуктивность применения трансспективного анализа (разработанного В.Е. Клочко) в историко-психологическом исследовании, поскольку он позволяет: наводить аналитические мосты между условно закрытыми научными системами и школами; понимать закономерные тенденции усложнения психологического познания с учетом конкуренции и сосуществования типов научной рациональности; выявлять соответствие и комплементарность психологических концепций, между которыми существуют значительные временные или парадигмальные «расстояния»; моделировать диалог и конфронтацию ученых, которые в силу разных причин не входили в один референтный или оппонентный круг.

Ключевые слова: история психологии, психологическое знание, постнеклассическая психология, методологическая рефлексия, концептосфера, трансспективный анализ

748
54

Костюкова Татьяна Анатольевна, Шапошникова Татьяна Дмитриевна, Казанцев Дмитрий Анатольевич ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ». Education & Pedagogy Journal. 2023;3(7):5-24. DOI:

Раскрыты цели и задачи подготовки учителей к реализации инновационной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в условиях введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов, основных образовательных программ и федерального списка учебников. Авторы акцентируют внимание на проблемах, которые стоят в центре внимания системы переподготовки учителей, призванной дать ориентиры в современных инновационных методиках и техниках, используемых в ходе преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Обращается внимание на необходимость выделения ценностных основ курса, управления подготовкой педагогов на региональном и местном уровнях, критического анализа имеющегося опыта применения эффективных способов решения острых вопросов содержания предметной области и методики его преподавания. Ключевой является проблема неготовности педагогов к реализации данного курса, недостаточное научное осмысление ими традиционных российских духовных ценностей, лежащих в ядре культуры каждого народа, для осознания и усвоения которых важно теологическое знание, которое не изучается будущими учителями во время их профессиональной подготовки в педагогических вузах. Возможности исправить ситуацию видятся авторам в системе повышения квалификации за счет введения модуля теологического знания. При этом под теологическим знанием понимается результат процесса познания и личностного осмысления религиозной традиции и его аутентичное отражение в сознании педагога на культурологической основе в виде понятий и ценностно-смысловых жизненных ориентиров.

Ключевые слова: religious component in secular education, theological knowledge, cultural approach, spiritual and moral education, continuing education, in-service education, teacher training

741
55

Гапонова София Александровна, Корнилова Наталья Сергеевна ИССЛЕДОВАНИЕ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ. Education & Pedagogy Journal. 2023;3(7):25-37. DOI:

В статье показана необходимость изучения и дальнейшего формирования ассертивного поведения студентов – будущих государственных служащих, деятельность которых в современных условиях строится на умении достигать успеха и позиционировать активную жизненную позицию, находить варианты устранения трудностей, проявлять эмоциональную устойчивость. Анализ научной литературы показал, что ассертивное поведение приводит к повышению личной эффективности, является профилактикой профессионального выгорания, состояния неуверенности и тревожности. Ассертивное поведение представляет собой определенный способ действий, который позволяет активно и последовательно отстаивать свои и интересы и достигать целей, открыто выстраивать общение, относится с уважением к индивидуальным особенностям окружающих. На основании анализа результатов исследования, полученных по методикам: «Исследование уровня ассертивности» В. Каппони, Т. Новак, Опросник «Автономности-зависимости», Г.С. Прыгин, «Диагностика уверенности в себе», Карвасарский Б.Д., были сделаны выводы о том, что во время обучения в вузе студенты не приобретают необходимых знаний, навыков и умений, которые способствуют формированию достаточно высокого уровня автономности, уверенности, и, в конечном итоге, ассертивного поведения для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности. Отсутствие позитивной динамики по исследуемым показателям, более того, негативная динамика, дают возможность утверждать, что во время обучения в вузе на занятиях по дисциплинам основной и вариативной частей учебного плана направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», заложенных в стандартных образовательных программах ассертивное поведение не формируется. Об этом же говорят и результаты корреляционного анализа между исследуемыми показателями: распад связей между автономностью и связкой «ассертивность – уверенность в себе», что можно рассматривать как снижение самостоятельности, ответственности и повышение зависимости от обстоятельств и окружающих людей. Полученные результаты позволяют рекомендовать внесение дополнений в учебные программы вуза, которые будут включать в рамках психологических дисциплин практические занятия, направленные на формирование ассертивного поведения. В результате предполагается, что студенты – будущие государственные служащие смогут лучше контролировать свои эмоциональные реакции, обдуманно и взвешенно принимать решения, достигать поставленных целей, демонстрировать уверенность и независимость поведения, что в итоге приведет к повышению эффективности взаимодействия с гражданами и коллегами.

Ключевые слова: ассертивность, ассертивное и манипулятивное поведение, уверенность в себе, автономное и зависимое поведение, студенты, государственные служащие

726
56

Червонный Михаил Александрович, Яковлев Игорь Николаевич Подходы к смыслообразованию и практической реализации педагогической инициативы у будущих учителей. Education & Pedagogy Journal. 2024;3(11):39-50. DOI:

Обоснование. Ценность инициативы педагога определяется тем, что она позволяет будущим и действующим учителям активно содействовать инновационному обновлению содержания образования, содействовать самореализации себя и обучающихся. Формирование инициативы у будущих учителей играет важную роль в развитии их профессионализма и способности к саморазвитию. Первоначально, учитель должен быть активным и инициативным в поиске новых методов преподавания, внедрении инноваций в образовательный процесс, а также в поиске решений для различных образовательных задач. Учитель-инициатор способен лучше адаптироваться к изменяющимся требованиям общества и обучать учеников более эффективно. Цель данного исследования заключается в исследовании различных подходов к формированию инициативы у будущих учителей, а также в рассмотрении эффективных методов практической реализации педагогических инициатив в образовательном процессе. Статья направлена на выявление значимости смыслообразования педагогической инициативности в контексте профессиональной подготовки учителей и установления их способности и готовности к творческой деятельности и саморазвитию. Материалы и методы. Проводился систематический анализ существующих публикаций на тему исследования для выявления смыслообразования понятий педагогическая инициатива применительно к процессу развития будущего учителя. Применялись методы сбора и анализа данных новостных лент сайтов университета для определения видов инициатив, культивируемых в университетских практиках. Полученные данные подвергались анализу, систематизации и интерпретации. Результаты. В теоретической части исследования рассмотрены три подхода к построению смысла педагогической инициативы будущего учителя. В первом случае, выделяется подход, в котором смысл термина инициатива рождается как психологическая характеристика личности, в условиях ее самомотивации, ответа на внешние стимулы и самореализации. Во втором случае, в термине проявляются характеристики самостоятельной активной деятельности студентов, приводимые для разных уровней обучения. В третьем случае, выделен подход, в котором инициатива рассматривается как имманентная и интегральная компетентностная характеристика дипломированного учителя. В практической части исследования проведен сравнительный анализ работы педагогических и непедагогических вузов в вопросе формирования инициатив будущих педагогов.

Ключевые слова: инициатива, вузы, будущие педагоги, классификация, образование

722
57

Лусамбили Мейнард, Кимамо Чарльз, Мутами Жозефина Мутони Роль психологической устойчивости при травмирующих событиях в Кении: случаи поджогов средних школ в округе Найроби. Education & Pedagogy Journal. 2023;4(8):58-68. DOI:

В этом исследовании изучалась роль устойчивости к травмирующим событиям июня и июля 2016 года, когда было подожжено более 130 средних школ. Обучение было сорвано. Выжившие были охвачены симптомами и признаками постравматического синдрома. Это нанесло ущерб их психическому здоровью и функционированию. Им нужна была психологическая корректировка, чтобы вернуться к нормальной жизни. Было опрошено 835 студентов. Для сбора информации и для анализа разработана специализированная анкета. Результаты показали связь между психологической устойчивостью, адаптацией и функционированием. Уроки психологической устойчивости и осознанности не преподавали в школах, и в большинстве школ не хватало средств, которые могли бы привить учащимся психологическую устойчивость.

Ключевые слова: психологическая устойчивость, психологическая адаптация, травма, адаптация

683
58

Ельникова Оксана Евгеньевна, Колосова Ирина Геннадьевна ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ. Education & Pedagogy Journal. 2023;3(7):68-80. DOI:

Статья посвящена изучению особенности субъективного отношения к болезни представителей современной молодежи с различной полоролевой, гендерной идентичностью. Представлены результаты диагностического исследования взаимосвязи полоролевой идентичности и типов отношения к болезни. В качестве методологической базы, рассматривается биопсихосоциальная модель, в рамках которой при характеристике состояния здоровья учитывает в первую очередь психологические факторы. Отмечается, что актуальные тенденции развития общества диктуют настоятельную необходимость рассмотрения таких понятий как «болезни» и «здоровья» в первую очередь не с физиологической точки зрения, но как некое психологическое состояние человека. Приводится анализ исследований, доказывающий, что носители разных гендерных ролей демонстрируют совершенно иные модели поведения в том числе и в сфере здоровьясбережения. Полученные экспериментальные результаты позволяют заключить, что модель поведения обусловлены полоролевой идентичностью и в ситуации отражения тех или иных симптомов болезни учет психологических характеристик личности, в частности, влияние субъективного отражение своего социального пола, при построении лечебного процесса болезни любой нозологии просто необходим.

Ключевые слова: здоровье, болезнь, субъективное отношение к болезни, гендер, полоролевая идентичность

668
59

Митина Лариса Максимовна, Осадчева Ирина Игоревна, Митин Георгий Валерьевич Наука, культура, педагогическое образование – консолидация возможностей. Education & Pedagogy Journal. 2024;1(9):5-22. DOI:

В статье представлены процесс проведения и анализ результатов XIX Международной научно-практической конференции «Учитель будущего в фокусе диалога наук и образовательных практик», организованной в рамках проведения Года педагога и наставника в Российской Федерации, которая состоялась 4–5 июля 2023 г. на базе ФГБНУ «Психологический институт РАО» в Москве. Итоги конференции рассматриваются в контексте решения важной теоретико-практической задачи – определение благоприятных психолого-педагогических условий личностного и профессионального развития педагога будущего как конвергенции национальных традиций российского образования, современного научного знания и инновационных технологий. Именно такой педагог способен помочь учащемуся выйти на траекторию самоопределения и самореализации.

Ключевые слова: учитель будущего, системный личностно-развивающий подход, ресурсно-прогностический подход, стратегии образования, ресурсы личностные и профессиональные, компетенции, конструирование будущего учащихся.

661
60

Гхази Хусейн Таан Албаяти Анализ тенденций применения моделирования в образовательном процессе на период 2020–2023 гг.. Education & Pedagogy Journal. 2024;3(11):5-22. DOI:

Идеи данного исследования обобщены в процедуре справочного обзора тенденций применения процессов моделирования в арабском и зарубежном образовании за этот период (2020–2023 гг.). Исследование придерживалось описательного подхода и представило концепции моделирования и области исследований, рассматриваемые на разных языках, а также определило наиболее важные модели, используемые в образовательном процессе, на основе следующих глобальных баз данных: (Google Scholar), elibrary.ru, Scopus... и т.д.). Исследование включает в себя (319) арабских и зарубежных исследований, включающих ограничения и числовые, качественные и методологические классификации за период с 2020 по 2023 год. Исследование раскрывает важнейшие тенденции использования моделирования как метода исследования. В исследовании также представлен набор моделей, используемых в образовательном процессе. Есть надежда, что анализ тенденций поможет определить области и сектора, которые используют моделирование для решения образовательных и научных проблем. Исследование показывает ряд результатов, оценивающих это исследование, которые могут помочь исследователям в этой области принять процесс моделирования в качестве метода исследования.

Ключевые слова: Моделирование, Методы моделирования, Процедура моделирования, образовательный процесс

648
61

Кокорина Александра Валерьевна, Нелюбин Николай Иванович Формы проявления магического мышления у студентов-психологов. Education & Pedagogy Journal. 2024;3(11):73-86. DOI:

В современной психологии наблюдается интерес к исследованию альтернативных способов рационализации человеком воспринимаемой действительности. Этот исследовательский тренд является ответом ученых на распространение в общественном сознании альтернативных и экстравагантных способов саморазвития, объяснения психологического неблагополучия и страдания, увеличение спроса заказчиков психологических услуг на «эксклюзивные» и экстравагантные практики саморазвития и совладания с кризисными состояниями, обусловленными нестабильностью и транзитивностью разных сфер общественной жизни. Эти практики, базирующиеся на магических формах мировосприятия и мышления, начинают встраиваться в «меню» психологических услуг не только представителей теневой психологии и шарлатанов, но и в методический арсенал предприимчивых и монетарно-ориентированных психологов. Наряду с осмыслением и концептуализацией достаточно широкого поля явлений, относящихся к магическому мышлению, объяснению его культурно-исторических предпосылок, возникает необходимость выявления его различных проекций в жизнедеятельность современного человека, выделения смысловых и поведенческих маркеров, по которым можно судить о степени нормальности и аномальности формы его проявления. В данной статье, наряду с результатами теоретического осмысления данного явления, представлены результаты эмпирического исследования отношения к нему студентов-психологов разных курсов. Они свидетельствуют о том, что у опрошенных студентов к окончанию образовательной подготовки снижается интенсивности проявления магического мышления, возрастает критичное отношение к возможностям его применения в собственной профессиональной деятельности. Тем не менее, было установлено, что вера в различные паранормальные явления весьма распространена в студенческой среде. Участники исследования считают, что магическое мышление, как неустранимый культурный феномен, имеет место в их повседневной и образовательной практике, а так же допустили возможность его воплощения в профессиональной деятельности психолога, но в весьма ограниченных случаях. Образовательная подготовка оказывает определенное влияние на уровень магического мышления студентов-психологов, однако она не является решающим фактором, о чем свидетельствуют данные других исследователей. Интерес к магическим практикам, оккультным представлениям и верованиям у студентов-психологов в процессе обучения в вузе не угасает окончательно даже к выпускному курсу. Возможной причиной является затянувшийся методологический кризис практической психологии, которая на данном этапе своего развития еще не окончательно отмежевалась от эзотерических и иных практик, опирающихся на магическое мышление.

Ключевые слова: мышление, профессиональное мышление, магическое мышление, образование, практическая психология

640
62

Сапогова Елена Евгеньевна Иррациональность как составная часть стратегии трансгрессии и ее потенциал в совладании с неопределенностью. Education & Pedagogy Journal. 2024;2(10):53-68. DOI:

Автором представлен теоретико-методологический анализ феномена иррациональности, рассмотрены его возможности в процессах совладания с переживанием дискомфорта неопределенности. В парадигме экзистенциальной психологии иррациональность представлена как один из возможных способов противостояния прекарности, ускоряющемуся устареванию индивидуального опыта в условиях нарастающего осознания неопределенности существования, невзросления современных людей и рисков становления фрагментарной идентичности. В статье аргументируется идея, что в процессах совладания с неопределенностью обращение к иррациональности выступает как составляющая часть стратегии трансгрессии, способной не просто вывести субъекта за рамки рационального познания реальности, но и дать ему новый опыт адаптации к прекарному существованию и обеспечить выход в плоскость новых возможных «логик» осмысления реальности и самого себя (аксиологики, бейесовой логики, имажинативной логики, логики синхронистичности). Автор сопоставляет возможности рационального и иррационального мышления и поведения в ситуациях неопределенности, когда имеющегося опыта оказывается недостаточно, а избежать необходимости принятия решения и действования человек, осуществляющий «заботу о себе», не может. В работе формулируются положения об иррациональности и трансгрессии как составных частях механизмов смыслообразования и саморазвития.

Ключевые слова: неопределенность, прекарность, идентичность, опыт, трансгрессия, рациональность, иррациональность

621
63

Корытова Галина Степановна Цифровая образовательная среда как фактор трансформации личности обучающегося. Education & Pedagogy Journal. 2024;1(9):23-35. DOI:

В условиях цифровизации современной системы образования происходит психологическое развитие и трансформация личности обучающегося. Вопросы, связанные с цифровизацией российского образования, активно обсуждаются в современном психолого-педагогическом сообществе. Цифровая среда выступает фактором, оказывающим влияние на процесс развития личности обучающегося. Благодаря глобальной цифровизации в современный образовательный процесс привносится много новых возможностей, но ее последствия также представляют собой серьезные социальные и психологические проблемы. Параллельно с всеобщей цифровизацией в цифровом обществе происходит формирование личности ребенка, который практически с первого момента своего рождения погружается в цифровое пространство и проживает цифровое детство. Цифровизация образования, применение новейших цифровых образовательных технологий, пребывание обучающегося в виртуальной среде оказывают существенное влияние на психологическое развитие школьника, приводят к трансформациям его поведения, формированию специфической цифровой личности. В статье приведены результаты эмпирического исследования представлений педагогических работников о личностных и поведенческих особенностях современных обучающихся, пребывающих в условиях цифрового пространства. Показано, что современные обучающиеся обладают психологическими свойствами и качествами, присущими представителям цифрового поколения.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, психология личности, личность обучающегося, цифровое пространство, цифровое поколение, цифровизация общества, цифровая личность

619
64

Никитин Александр Александрович, Никитина Ольга Александровна Концептуальные направления обучения математике во 2 классе общеобразовательной школы. Education & Pedagogy Journal. 2024;3(11):51-72. DOI:

Предлагаемая работа является продолжением серии статей, в которых рассматриваются направления обучения математике в 1 11 классах общеобразовательной школы на основании Федерального государственного образовательного стандарта с учетом разбиений на элементы знаний. Реализация концептуальных направлений позволяет определить элементы содержания обучения во 2-м классе, включая для натуральных чисел от 1 до 100 и нуля: счет чисел, действия сложения, вычитания, умножения и деления; знакомство с таблицами умножения; связи между арифметическими действиями; ряд свойств арифметических действий; измерения и сравнения величин: длины, времени, массы, стоимости; примеры ломаных и многоугольников; обозначение и запись множеств; применения логических рассуждений и выводов; работа с таблицами и столбчатыми диаграммами; примеры алгоритмов арифметических действий, измерений и геометрических построений; представления тестовых задач в одно и два действия при помощи моделей, таблиц, кратких записей и схем. На основании этого разработано содержание учебника для 2-го класса и развиваются идеи, положенные в основу учебника для 1-го класса. Теоретическая часть позволяет учащимся получать ответы на контрольные вопросы, помогает решать одновариантные и многовариантные тесты, задачи и упражнения. Концептуальные направления обучения математике во 2-м классе обеспечивают формирование фундамента вертикали математического образования в 1 11 классах общеобразовательной школы.

Ключевые слова: начальное общее образование, преподавание, математика, элемент знаний

619
65

Гончарова Татьяна Александровна Использование воспоминаний жителей Томской области в преподавании региональной истории в школе. Education & Pedagogy Journal. 2024;2(10):69-80. DOI:

Проблемы преподавания региональной истории в школе активно обсуждаются педагогическим и научным сообществом. В статье рассматриваются возможности использования воспоминаний жителей Томской области в преподавании региональной истории. Представлена общая характеристика ситуации с учебно-методическим обеспечением преподавания региональной истории. Подчеркнуто, что полноценное изучение региональной истории невозможно без обращения к уровню области, выступающего в качестве связующего звена с локальной историей. Учитывая, что к настоящему времени отсутствуют учебно-методические материалы по истории Томской области, сделан акцент на воспоминаниях, которые можно включить в хрестоматию или сборник документов, являющихся обязательной частью учебно-методического комплекса. Рассматриваются сборники «Нарымская хроника», «Как мы жили: воспоминания и устные свидетельства томских крестьян», «Я вам, родные, излагаю быль», в которых опубликованы воспоминания жителей Томской области. Дается характеристика содержащихся в нем нарративов. Выявляются преимущества привлечения рассматриваемых сборников в образовательный процесс в школе. Обращение к сборникам поможет учителю продемонстрировать одну из ведущих черт современной исторической науки – интерес к «маленькому человеку», возникшему с связи с развитием микроисторических подходов в исторических исследованиях, а также показать потенциал и уникальность семейных архивов, в которых зачастую могут храниться мемуары. Школьникам обращение к этим материалам позволит более серьезно осмыслить многообразие историко-культурного наследия томского региона. Показана информативность представленных в сборниках мемуаров в изучении следующих разделов по истории России: «Российская империя в XIX – начале ХХ вв.» (темы «Этнокультурный облик империи», «Национально-религиозные особенности»), «Россия в «годы великих потрясений». 1914–1922 гг. (тема «Гражданская война и ее последствия»), «Советское общество в 1920–30-е гг.» (темы «СССР в 1929–1941 гг.: «сталинский социализм», «Культурное пространство»), «Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.», «Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг.» (тема «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.)).

Ключевые слова: региональная история, учебно-методический комплекс, хрестоматия, сборники документов, мемуары, воспоминания, Томская область

618
66

Лобанов Виктор Викторович Историко-педагогические предпосылки образовательной деятельности в разновозрастном коллективе. Education & Pedagogy Journal. 2024;3(11):23-38. DOI:

Фокус исследовательского интереса автора сосредоточен на актуальном вопросе обнаружения проявлений элементов образовательной деятельности в историко-педагогическом наследии разновозрастных коллективов. Ценность и своевременность данной научной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время в практике российского образования вновь реализуются многочисленные феномены и процессы, ранее существовавшие в дореволюционный и советский периоды. Так, традиционный для Советского Союза коллективизм был признан в 2022 г. отечественной ценностью, что определило востребованность научного переосмысления различных форм и видов коллективной деятельности, включая образовательную. В этой связи именно образовательный аспект коллективной деятельности, протекающей в условиях разновозрастности, обладает наиболее выраженным воспитательным потенциалом. В образовательной деятельности в разновозрастном коллективе, в отличие от целенаправленной воспитательной работы, эффективно реализуется косвенное воздействие на личность. При этом важно, что результативность воспитания в коллективе и через коллектив может быть усилена организацией взаимодействия участников разного возраста, что делает коллектив более реалистичной моделью разновозрастного социума. В результате проблемно-ориентированного анализа научной литературы установлено, что разновозрастный коллектив воспринимался специалистами в области психологии и педагогики в основном как воспитательный. Это привело к значимости рассмотрения эмпирически возникающих в практике элементов образования, в ходе освоения которых осуществлялась воспитательная работа. В данном ракурсе становится очевидным, что в современной образовательной действительности, акторы которой переосмысливают исторический опыт своих предшественников, начинают конституироваться разновозрастные коллективы с отчетливой образовательной, а не воспитательной направленностью. Тем не менее, развитие подобных коллективов тоже востребует опору на накопленный историко-педагогический базис реализации отдельных элементов образования, дающий возможность формализовать предпосылки (добровольность, наличие внутренней иерархии в виде «рангов», продуктивность деятельности, развитие одновременно в нескольких средах, разнообразие форм, средств, методов и др.) согласования коллективности, образовательности и разновозрастности, которые будут целесообразными и в настоящее время.

Ключевые слова: образовательная деятельность, история внешкольной педагогики, внешкольное образование, дополнительное образование, детское движение, теория коллектива, разновозрастный коллектив

601
67

Шелехов Игорь Львович, Белозёрова Галина Викторовна Психолого-педагогическая периодизация детства в концепциях российской научной школы XX–XXI веков. Education & Pedagogy Journal. 2024;4(12):90-109. DOI:

Обозначена актуальность исследования феномена детства, в том числе – его периодизации. Исследование в данной тематике дает понимание скрытых закономерностей взаимоотношения систем «личность» – «социум»; является вкладом в формирование теоретического базиса социальной политики государства, охватывающей области демографии, здравоохранения, образования, культуры, науки. Освещены исторически сложившиеся (общепринятые) и именные периодизации детства. Даны основные критерии периодизации детства. Представлена авторская концепция периодизации детства, интегрировавшая постэмбриональный (ювенильный) онтогенез, психическое развитие, социальное взаимодействие, динамику материнско-детских взаимоотношений. Авторская периодизация детства носит системный характер, учитывает биопсихосоциальную природу человека, развивает системную теорию личности (СТЛ), дополняет гносеологические модели материнско-детских взаимоотношений. Рассмотрены систематизации периодизаций детства. С целью поддержания приоритета российской науки сделан акцент на концепции классика советской психологии Л. С. Выготского. Принцип систематизации периодизаций детства, разработанный Л. С. Выготским, проиллюстрирован авторским рисунком. Представлена и дополнена графическим изображением авторская систематизация именных периодизаций детства. Обозначены перспективы дальнейших исследований. В рамках профессиональных интересов авторов детство и проблема его периодизации рассматривается как дополнительное направление в системных персонологических исследованиях, отдельный элемент структуры репродуктивной функции человека, составная часть материнско-детских взаимоотношений. Материал статьи дополняет гносеологические модели, используемые в педагогике, психологии, медицине, и рассчитан на применение в образовательном процессе высшей школы. Рассматриваемые периодизации детства могут быть востребованы в изучении таких учебных дисциплин, как «Педагогика», «Возрастная психология», «Антропология», «Морфология человека», «Физическая культура и спорт», «История», «Философия».

Ключевые слова: педагогика, психология, история, детство, периодизация детства, ребенок, биопсихосоциальное развитие, онтогенез, человек, взросление

586
68

Иванов Евгений Вячеславович О стратегических приоритетах современного образования в условиях глобальных вызовов. Education & Pedagogy Journal. 2024;2(10):5-21. DOI:

В настоящее время человечество сталкивается с глобальными вызовами, обусловленными геополитическими, экономи¬ческими, экологическими и другими обстоятельствами. Подобная ситуация усугубляется кризисом, проводимой Западом в течение десятков лет, политики глобализации и мультикультурализма. Образование, будучи инерционной системой, без определения стратегических приоритетов своего развития, всегда вынуждено быть зацикленым на решении текущих проблем прошлого и настоящего. Следовательно, роль образования в построении будущего человечества становится не целенаправленным, а опосредованным, что зачастую и приводит как к локальным, так и к масштабным нежелательным катаклизмам. Исторический и культурологический анализ ситуации в России и странах Западной цивилизации позволил выявить серьезные вызовы, которые невозможно решить без активного участия образования. Первый из них связан с тем, что в условиях нынешней глобализации происходит новый «крестовый поход» Западной цивилизации по продвижению в мире своих традиций и ценностей, которые подаются как «общечеловеческие». Современные исследования, а также примеры из истории и негативный опыт наших дней показывают, что приемлемое для одних народов, часто становится разрушительным и губительным для других. Потому первым стратегическим приоритетом современного образования должна стать целенаправленная помощь в осознании растущим человеком и конкретным народом своей культурной идентичности, формирование у них уважительного отношения к культурам других народов и дальнейшее осуществление на данной основе продуктивного межкультурного диалога. Еще один глобальный вызов связан с ситуацией в энергетике и экологии, а также с навязываемой людям с детских лет потребительской психологии, которая характерна и для стран Запада, и для СССР, и для нынешней России. Все это в перспективе угрожает сохранению жизни на Земле. В истории человечества можно выделить два периода, когда люди оказывались на грани исчезновения. Каждый раз их спасало то, что они находили силы сознательно поменять свой образ жизни и самих себя на основе совместно принятых и общепризнанных ценностей и табу, то есть проявляли себя не только как существа разумные, но и как нравственные, духовные. Данный аспект слабо отражен в программных документах об образовании последних лет, принимаемых в России и мире. А потому вторым стратегическим приоритетом современного образования должно стать развитие у людей экологического сознания и признания приоритета духовных потребностей, над потребностями материальными.

Ключевые слова: стратегические приоритеты современного образования, глобальные вызовы современности, культурная идентичность, свобода, потребительская психология, кризис современного образования, компетентностный подход

576
69

Окушова Гульнафист Алтаевна, Сартакова Елена Евгеньевна, Ефремова-Шершукова Надежда Александровна Концепции руральности (сельскости) в современном образовании: постановка исследовательской проблемы. Education & Pedagogy Journal. 2024;4(12):71-89. DOI:

Трансформация современного села: образа жизни населения, его идентичности, повседневных практик, а также тенденция диверсификации сельской экономики требуют расширения сложившегося традиционного перечня профессионального выбора сельских школьников. Анализ программ развития сельских школ показывает, что в большинстве случаев стратегические образовательные цели и задачи слабо увязываются с экономической и социокультурной спецификой территорий, на которых они расположены. Крайне редко встречается декомпозиция задач, коррелирующих с сельской / руральной идентичностью и локальным социокультурным кодом. Рассмотрение сельских стратегий профессионального самоопределения школьников, в обобщённом виде направленных на сельскохозяйственный сектор, а также механизмы их реализации свидетельствует об их стереотипности и определённом формализме. Возможно, что именно поэтому потенциал сельской школы фактически не рассматривается управленцами как фактор и ресурс развития социально экономического развития территории. В связи с этим актуализируется вопрос целеполагания сельских школ относительно жизненного самоопределения обучающихся, релевантного сельской идентичности и специфике территорий присутствия. Именно в этом случае сельская школа может рассматриваться как ключевой элемент инфраструктуры, не просто транслирующий, но и укореняющий код сельскости / руральности в жизненных и профессиональных траекториях сельской молодёжи. Цель исследования заключается в постановке исследовательской проблемы о необходимости современной концепции руральности (сельскости) в рамках педагогики сельской школы как самостоятельной отрасли педагогической науки. В научном поиске мы будем опираться на ранее сформированное нами понимание сельской школы как «сложноорганизованной образовательной самоорганизации и саморегуляции системы, в условиях способной к «гибридной» (реальной/виртуальной) онтологии… В качестве ее базовых характеристик можно выделить: полифункциональность, открытость, преемственность и адаптивность к локальной культуре конкретного сельского социума, конвергентность». Имеющиеся концепции руральности (сельскости), опираясь на социологический подход, имеют междисциплинарный характер. Идеи фундаментального уровня о сетевом обществе отразились на научных подходах, используемых для теоретической идентификации села и концептуализации руральности в условиях постиндустриальной эпохи. В качестве основных с нашей точки зрения, могут выступать социокультурный, пространственный и системный подходы. Социокультурный подход позволяет расширить исследовательские границы, рассматривая сельскую школу в системе культурных координат (смыслов, ценностей, ценностных ориентаций, принципов), обеспечивающих социальные связи, в центре которых находится человек активный (homo activus) – многомерное био-социо-культурное существо. Пространственный и системный подходы необходимы в исследовании в качестве комплементарных. Пространственный подход направлен на экспликацию положения села в условиях глобализации и урбанизации современного мира, реализации российских государственных программ экономического развития территорий. В теоретическом аспекте можно опираться на понимание села как совокупности трансформирующихся пространств, как физических, так и социальных. Системный подход позволяет удерживать целостность и структурированность исследования. Специфика новой сельскости, её характеристики могут быть учтены при проектировании рурально-ориентированных стратегий жизненного самоопределения обучающихся сельских школ. Образование, в котором проявляется социокультурный код, укореняя «сельскость», должно быть направлено на развитие креативности, критического мышления, коммуникативных навыков и способности к сотрудничеству. Это принципиально важно для будущих специалистов, способных преобразовывать сельскую экономику с учетом требований рынка.

Ключевые слова: концепция, рурально-ориентированные стратегии, жизненное самоопределение, обучающиеся, сельские школы

565
70

Монахова Лира Юльевна, Шерайзина Роза Моисеевна, Александрова Марина Викторовна Педагогические инструменты цифровой дидактики. Education & Pedagogy Journal. 2024;4(12):5-17. DOI:

Статья представляет собой теоретический экспресс анализ двух дидактик: классической и цифровой. Классическая дидактика, как область педагогики, исследует основные принципы и методы обучения, с акцентом на передачу учителем готового содержания и формирование у обучающихся необходимых умений и компетенций. В противоположность этому, цифровая дидактика, как новое научное направление, исследует организацию образовательного процесса в эпоху цифровой трансформации общества. Ее ключевая цель – проектирование процесса обучения с использованием современных информационных технологий, с акцентом на активную, самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Выделяются основные принципы, педагогические инструменты и образовательные результаты, которые отличают классическую дидактику от цифровой. Приоритет отдается экспресс-описанию педагогического инструментария цифровой дидактики. Приводятся верифицированные примеры реализации идей цифровой дидактики в российской системе образования. Делается вывод о том, что цифровая дидактика представляет собой комплексный подход к организации образовательного процесса, который включает в себя индивидуализацию обучения, расширение образовательного контекста, геймификацию, онлайн-обучение, использование искусственного интеллекта и обновление цифровой образовательной среды.

Ключевые слова: адаптивные образовательные платформы, геймификация обучения, искусственный интеллект, ключевые слова, массовые открытые онлайн-курсы, педагогические инструменты цифровой дидактики, симуляторы и виртуальные тренажеры, цифровая дидактика, цифровая трансформация образования

466
71

Пешко Алия Аблаевна, Подстригич Анна Геннадьевна Интеграция логического и интуитивного опыта ученика как условие понимания математики. Education & Pedagogy Journal. 2024;4(12):49-70. DOI:

В современных психолого-педагогических работах исследуется дуальность человеческого мышления, когда две противоположные системы – эвристическая и аналитическая – взаимодействуют в диалектическом единстве. Отсюда и два соответствующих способа познания мира: логический и интуитивный. Акцент на формирование только логического опыта ученика, в конечном итоге, сводится к формированию умения решать определенный, достаточно узкий класс типовых задач, а также не способствует гармоничному всестороннему развитию личности. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется вопросу «понимающего» освоения учебных дисциплин и преодолению формализма в процессе обучения посредством активизации учебно-познавательной деятельности и применения методических способов интеграции логического и интуитивного опыта ученика, способствующих достижению более глубокого уровня понимания учебного материала. Данное исследование посвящено анализу особенностей интеграции логического и интуитивного познавательных стилей мышления и их использования в процессе обучения математике.

Ключевые слова: интеллект, познавательные стили мышления, интенциональный опыт, понимающее обучение математике

426
72

Зюбанов Вадим Юрьевич, Агеева Анна Владимировна Проектирование учебных материалов по русскому языку для кенийских студентов. Education & Pedagogy Journal. 2024;4(12):18-48. DOI:

Статья посвящена разработке учебных материалов по русскому языку как иностранному для кенийских студентов, ориентированных на культурную адаптацию и использование современных инновационных методик обучения. Цель статьи описать процесс создание учебных материалов, способствующих преодолению культурных различий и улучшению языковой компетенции обучающихся. В ходе исследования использованы комбинированные подходы, включая разработку и внедрение специализированных программных инструментов, проведение опросов, а также изучение научной литературы о культуре Кении и современных методах преподавания языков. В числе разработанных инструментов: интерактивная веб-платформа для тренировки лексики, программа для извлечения субтитров и фрагментов видео для контекстного обучения аудированию и чтению, а также программное обеспечение, основанное на лексическом подходе, предоставляющее примеры употребления слов в литературных текстах. Ключевую роль сыграли также опросы восприятия кенийскими студентами русской культуры и исследования культурных различий. Исследование выявило значительные культурные различия между российскими и кенийскими обучающимися, включая особенности пословиц, образов героев и уникальные культурные контексты. В статье представлены описания трёх программных инструментов с примерами их применения и инструкциями для использования в учебной практике. Разработка культурно обогащённых учебных материалов с использованием инновационных технологий способствует повышению эффективности и вовлечённости в образовательный процесс. Эти ресурсы могут стать основой для создания аналогичных материалов в других межкультурных контекстах.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, кенийские обучающиеся, культурно обогащённые материалы, интерактивное обучение, лексическая тренировка, лексический подход, видеоинструменты, программное обеспечение для изучения языков

425
73

Адаскина Анна Анатольевна, Аль-харган Хуссейн Исмайл Традиции и методы преподавания изобразительного искусства в начальных школах Ирика и России. Education & Pedagogy Journal. 2025;1(13):5-18. DOI:

В статье исследуются особенности художественного образования младших школьников в Ираке и России. Цель данной статьи – выявить особенности, традиции, содержание и методы начального художественного образования в двух странах. Обучение художественным дисциплинам в России имеет давнюю традицию и опирается на педагогические и психологические разработки. В России принята единая программа по изобразительному искусству, в то время как в Ираке нет общей для всех школ программы, учителя имеют свободу в выборе программ или создании собственных. Программа художественного образования в России носит светский характер, направлена на знакомство с мировой художественной культурой, совмещает уроки творчества и знакомства с произведениями изобразительного искусства. В Ираке долгое время борются тенденции светского и религиозного образования, влияние Ислама на обучение изобразительному искусству прослеживается во многих школах, где отдается предпочтение традиционным видам искусства, таким как орнаменты и каллиграфия. Однако в сфере подготовки учителей изобразительного искусства сильны западные традиции, учителя и художники переосмысливают традиции исламского искусства с позиций современного мира, расширяя его границы и возможности.

Ключевые слова: преподавание изобразительного искусства, традиции художественного образования России и Ирака, методы начального художественного образования, дефициты преподавании изобразительного искусства

363
74

Цыганков Борис Дмитриевич, Корнилов Владимир Владимирович, Корнетов Александр Николаевич Роль профессиональных сообществ в дополнительном профессиональном образовании на примере российского общества психиатров. Education & Pedagogy Journal. 2025;1(13):73-86. DOI:

Профессиональные сообщества объединяют в себе людей, работающих в определенной предметной области, и являются платформой для сотрудничества, решения актуальных профессиональных вопросов, проведения дискуссий, обмена информацией, расширения компетенций. Профессиональные сообщества формируют свои структуры и функции в зависимости от задач, стоящих перед ними. Они, как правило, не являются статическими, а могут трансформироваться в связи с изменением окружающих условий, или возникающими новыми вызовами. Профессиональные сообщества имеют свои миссии и функции, которые могут не быть ограниченными предметными областями, а носить и социальный характер. Наиболее характерными примерами таких сообществ являются собственно социальные, а также педагогические, психологические и медицинские. Среди медицинских специальностей особое место занимает психиатрия, которая имеет как собственные методологии, так и интегрирует широчайший спектр подходов из других предметных областей, таких как философия, антропология, психология, педагогика, социальные и многие естественные науки и, конечно, подходы, принятые в соматической медицине и неврологии. Мы рассмотрели вопрос роли Российского общества психиатров в дополнительном профессиональном образовании специалистов, которое в России является непрерывным. Это позволяет практикующим специалистам на протяжении всей карьеры подтверждать компетенции и совершенствовать их для осуществления успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное сообщество, дополнительное профессиональное образование, последипломное образование, психиатрия

357
75

Гхази Хусейн Таан Албаяти Академическое удовлетворениеи ее влияние на компетентность учителей естественных наук в исламских средних школах провинции Киркук. Education & Pedagogy Journal. 2025;1(13):19-36. DOI:

В данной статье рассматривается исследование степени, в которой академическая удовлетворенность связана с компетентностью преподавателей научных предметов в исламских средних школах в Ираке, и выявление статистических различий между ответами выборки, относящимися к гендерной переменной и научному опыту. Исследование опиралось на описательный и корреляционный подход, и данные были собраны с использованием анкеты, которая включала (58) пунктов. Выборка исследования составляла (138) учителей, распределенных по (22) исламским школам в провинции Киркук – Ирак. Изучаемые показатели академической удовлетворенности включали интерес учителей к образовательным целям, их чувство самоэффективности, удовлетворенность встречами, общением и партнерством между ними, с одной стороны, и учебным заведением - с другой. Влияние поведенческих показателей на измерения академической удовлетворенности (заработная плата, стимулы, образовательный надзор, профессиональное развитие, управление школой, условия труда, социальный статус и принадлежность к профессии). Исследование показало, что нет статистических различий в отношении компетентности эффективности учителей, отнесенной к гендерной переменной, в сравнении с наличием статистически значимых различий для переменной научного опыта, и результаты также показали, что академическая удовлетворенность связана с компетентностью учителей в улучшении их образовательного опыта, что является одним из наиболее важных факторов, ответственных за повышение компетентности профессиональной работы.

Ключевые слова: Академическая удовлетворенность, Учителей естественных наук, Компетентность учителей

354
76

Гофман Анастасия Викторовна, Капустина Валерия Анатольевна Содержательные характеристики жизнеспособности у подростков в ситуации буллинга в зависимости от занимаемой роли. Education & Pedagogy Journal. 2025;1(13):58-72. DOI:

Современная социальная среда наполнена вызовами и сложностями, что влечёт за собой повышение рисков уязвимости психического состояния всего населения. При этом актуализируются проблемы возрастания склонности к общей заболеваемости психическими расстройствами у подростков и их нуждаемости в психологической помощи при отсутствии обращения за поддержкой. В связи с этим рассматривается важность изучения жизнеспособности в современном обществе, подчёркивается необходимость исследования жизнеспособности у подростков как фактора, помогающего в процессе взросления для успешного разрешения психологических проблем, имеющих отсроченные последствия на протяжении всей жизни индивида. Проанализирована проблема буллинга как одна из наиболее актуальных в подростковой среде, обозначены риски влияния психологически небезопасной среды на личность подростка. Целью работы является изучение особенностей жизнеспособности подростков в условиях буллинга. Приведены результаты пилотажного исследования специфики жизнеспособности подростков, занимающих различные роли в буллинге. Для проведения исследования были использованы следующие методики: «Опросник риска буллинга» (авторы: А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов); «Методика на выявление буллинг-структуры» (автор Е.Г. Норкина); «Тест оценки жизнеспособности детей и подростков» CYRM (авторы: А.И. Лактионова и А.В. Махнач); «Опросник временной перспективы» ZTPI (автор Ф. Зимбардо, адаптация: Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной и др.); «Когнитивная регуляция эмоций» CERQ (авторы: N. Garnefski, V. Kraaij, адаптация: О. Писаревой, А. Гриценко); «Тест диагностики застенчивости» (авторы: А.Б. Белоусова, И. М. Юсупов); «ИТО» (Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик). Исследование было проведено на выборке, состоявшей из 88 подростков 15–17 лет, обучающихся в г. Новосибирске. Обработка эмпирических данных проводилась с использованием частотного анализа, H-критерия Краскела–Уоллиса, U-критерия Манна–Уитни и непараметрического Rsкритерия Спирмена. По итогам исследования значимых различий жизнеспособности между группами жертв, наблюдателей и защитников не выявлено. При этом обнаружено, что содержательные характеристики жизнеспособности у подростков в ситуации буллинга различаются в зависимости от занимаемой роли. Для подростков, проявляющих роль жертвы, в структуре жизнеспособности значимы показатели временной перспективы; для подростков с преобладающей ролью защитника – экстраверсии как индивидуальной характеристики. Полученные результаты позволяют наметить возможные пути дальнейшего изучения особенностей жизнеспособности у подростков в ситуации буллинга, а также определяют направления работы по укреплению устойчивости личности подростка для профилактики явлений буллинга в условиях образовательной среды.

Ключевые слова: жизнеспособность, жизнеспособность человека, жизнеспособность подростков, показатели жизнеспособности, образовательная среда, буллинг, временная перспектива

339
77

Капцов Александр Васильевич, Мишакова Галина Александровна Экопсихологическая модель становления субъектности педагогов в образовательной среде. Education & Pedagogy Journal. 2025;1(13):37-57. DOI:

Становление субъектности в учебной деятельности обучающихся согласно экопсихологической модели включает в себя семь взаимосвязанных стадий, что математически определяется коэффициентами связности и целостности. Мониторинг профессионально значимых качеств педагогов проводился в процессе повышения квалификации на протяжении 20212023 гг. в г.о. Самаре. Исследованный профиль субъектности работников образования отражает выраженность каждой стадии становления субъектности, связность стадий становления субъектности между собой и процесс интериоризации/экстериоризации компетенций. профессиональных Обнаружены взаимосвязи уровня образования и возраста специалистов с выраженностью стадий становления субъектности. Педагоги высокой и низкой связности значимо различаются на коммуникативном уровне универсальных учебных действий. Выраженность стадий субъектности взаимосвязана с показателями связности педагогов, характеризующихся сложной структурой факторов: по четыре фактора для каждого типа целостности.

Ключевые слова: экопсихологическая парадигма, образовательная среда, стадии становления субъектности, профиль субъектности, связность и целостность, интериоризация, экстериоризация.

334
78

Быстрова Юлия Александровна, Лапп Елена Александровна Специфика формирования социальных компетенций у воспитанников детского сада. Education & Pedagogy Journal. 2025;2(14):5-22. DOI:

Настоящее исследование направлено на предъявление научному сообществу адекватных педагогических инструментов и средств воспитания для дошкольников. формирования социальной компетентности у Авторами определены средства воспитательного воздействия на индивидуальность воспитанника для развития социальных навыков детей в образовательном пространстве детского сада. Значимость результатов проведенного исследования определяется в теоретическом и практическом плане, что позволяет использовать их в практике изучения и развития социальных навыков у дошкольников с целью их успешной социализации, а также для включения в программы повышения квалификации педагогов. В качестве целевых ориентиров практической части экспериментальной работы авторами избраны развитие социально направленного мышления воспитанников детского сада, запуск коллективных мыслительных процессов в группе дошкольников и усвоение ими алгоритмов социально одобряемого поведения. Средствами формирования социальных навыков определены метод проблемного обучения; метод моделирования жизненных ситуаций и метод кейсов. Авторами представлена структура социальной компетентности, включающая содержательный, личностно-регуляторный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Компоненты определены с учетом показателей социальной осведомленности дошкольников, с опорой на развитие рефлексии у воспитанников и их чувственный опыт; а также закрепление новых знаний на практике и перенос сформированных навыков в новые условия. Представлены результаты использования педагогического инструментария для развития каждого компонента социальной компетентности у дошкольников.

Ключевые слова: воспитанники детского сада, индивидуальность, субъект воспитания, структура социальной компетентности, социальная адаптация, социальная компетентность, средства воспитательного воздействия

114
79

Игна Ольга Николаевна, Ма Хайсинь Вокальная педагогика как современное научное направление. Education & Pedagogy Journal. 2025;2(14):41-58. DOI:

В исследовании рассмотрены суть, определение, принципы и методы вокальной педагогики или педагогики вокала как обширной области музыкальной педагогики, быстрорастущей и быстроразвивающейся, оформляющейся в русле педагогики культуры и искусства и одновременно общей педагогики. Данное направление педагогической науки развивается на уровне теории и практики, на стыке различных областей знаний Обобщены современные тенденции, проблемы, существующие в вокальной педагогике. Изучаемая в рамках данной педагогики тематика касается, прежде всего, теории вокальной педагогики, ее истории, методики, воспитания вокалистов. Обозначены исторические этапы ее развития. Определено, что данное развитие специфично для каждой страны. При этом нередко влияние некоторых музыкальных, вокальных традиций одних стран (например, стран Европы) на другие (например, на Россию, Китай), их взаимовлияние на различных исторических этапах. В фокусе вокальной педагогики как научного направления также есть: ее феномены; подходы; основы реализации; выдающиеся представители. Традиционные методы обучения в рамках вокальной педагогике соотносятся с существующими методами в педагогике в целом. Проблемы вокальной педагогики включают: недостаточное единство в понимании и использовании ее терминологии; сложности реализации индивидуального подхода при подготовке вокалистов; недостаточно эффективное использование здоровье-сберегающих и цифровых технологий обучения; низкая результативность некоторых методик обучения. Стремительным развитием в последнее время характеризуется и сравнительная вокальная педагогика, где рассматриваются особенности вокальных школ, системы, традиции подготовки вокалистов в разных странах. В российской науке в последние годы увеличилось количество сопоставительных научных трудов, посвященных подготовке вокалистов в Китае, ещё больше таких трудов у китайских исследователей, изучающих русскую вокальную педагогику.

Ключевые слова: вокальная педагогика, современная вокальная педагогика, принципы вокальной педагогики, история вокальной педагогики, проблемы современной вокальной педагогики

114
80

Баянова Лариса Фаритовна, Шишова Евгения Олеговна, Волкова Светлана Витальевна Влияние детско-родительского эмоционального взаимодействия на эмоциональный интеллект младшего школьника. Education & Pedagogy Journal. 2025;2(14):59-73. DOI:

Внедрение федерального государственного стандарта начального общего образования определяет высокое значение нравственного воспитания, развития этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Согласно положениям Л.С. Выготского о синергии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности, нельзя рассматривать процессы познания в отрыве от эмоций, что безусловно отражается в повышении эффективности функционирования и успешной социализации ребенка. Процесс социально-экономических и образовательных преобразований на современном этапе сопровождается усложнением межличностных взаимодействий и повышением требований к эмоциональной компетентности личности, особую актуальность приобретает исследование предикторов, влияющих на развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте. Взаимодействие матери и ребенка, основанное на чувствительности, эмоциональном принятии и поддержке, создает условия для формирования у ребенка инициативности в эмоциональной сфере, способности к эмпатии и саморегуляции. Однако это взаимодействие не сводится к простой передаче знаний или навыков, а представляет собой сложный процесс сотрудничества, где мать выступает как носитель эмоционального опыта, а ребенок – как активный участник, осваивающий новые способы эмоционального реагирования. Цель исследования заключается в изучении особенностей развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста в сопряженности с эмоциональным фоном матерей по отношению к своим детям через оценку их чувствительности, эмоционального принятия и поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия. В диагностических целях использовались: методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой; «Эмоциональная пиктограмма» (модификация М.А. Кузьмищевой); проективная методика «Что – почему – как?» М.А. Нгуен; «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е.И. Захаровой. Установлено, что высокий уровень эмоциональной чувствительности, тактильности и поддержки со стороны матерей способствует развитию у детей способности к идентификации эмоций, эмпатии и эмоциональной саморегуляции. При этом низкие показатели ориентации на эмоциональное состояние ребенка и эмпатии у матерей могут приводить к трудностям в эмоциональном развитии детей, что подчеркивает важность осознанного и внимательного подхода к воспитанию. Результаты исследования имеют практическую значимость для разработки программ психолого-педагогической поддержки семей, направленных на повышение эмоциональной грамотности родителей и создание условий для гармоничного развития эмоциональной сферы младших школьников.

Ключевые слова: детско-родительское взаимодействие, эмоциональное развитие, психологическое благополучие, эмоциональная грамотность, младшие школьники

99
81

Синь Хуэйли Исследование пути просвещения в области психического здоровья в начальных, средних школах и университетах Китая. Education & Pedagogy Journal. 2025;2(14):74-84. DOI:

Интеграция просвещения в области требований психического здоровья в начальных, средних школах и университетах подчеркивает их связность в просветительской с образовательной деятельностью в учебных заведениях. Это означает, что начальные, средние школы и университеты должны учитывать особенности психологического развития учащихся, точно определить цели и содержание педагогической деятельности на разных возрастных этапах обучения, а также осуществлять психологическое просвещение сопровождение постепенно и упорядоченно, чтобы обеспечить единство возрастных различий по возрасту и с последовательностью развития содержания в просвещении в области психического здоровья. В качестве одной из подтем идейно-политического воспитания Китая, просвещение в области психического здоровья обучающих нуждается в интеграции на всех уровнях образования, для того, чтобы осуществлять интеграцию политических курсов или систем, обеспечивать последовательности просветительной деятельности на разных этапах образования, в том числе и преподавателей и теоретических занятий. Кроме мероприятий на тему психического здоровья в онлайн и оффлайн форматах, родители и образовательные учреждения должны прилагать совместное усилие с целью способствовать развитию детей на всех аспектах, в том числе и физическому и психическому.

Ключевые слова: начальные, средние школы и университеты, просвещение образование в области психического здоровья, пути реализации психического здоровья

99
82

Ермоленкина Лариса Ивановна, Коломейцева Татьяна Сергеевна Лингводидактический потенциал метафоры в практике обучения русскому языку как иностранному. Education & Pedagogy Journal. 2025;2(14):23-40. DOI:

Метафора как лингвокогнитивный механизм концептуализации смыслов, формирующих национальные картины мира, становится предметом междисциплинарных исследований, рассматривающих логику семантических изменений в границах как слова, так и текста. Способы понимания этого процесса в учебно-образовательном контексте могут стать эффективным инструментом обучения языку, формирования представлений о специфике культуры, репрезентированной в ее структурно-содержательных единицах – концептах. Изучение языка через выявление ценностно-смысловых механизмов концептуализации позволяет увидеть многослойный характер текста, получить представление о его культурной специфике. Процесс метафоризации демонстрирует динамику образования смысла через взаимодействие разных понятийных областей, участвующих в создании переносного значения, и формирование результата – ценностного фрагмента языковой картины мира или ее индивидуально-авторской версии, проявленный в художественном тексте. Эти аспекты, отражающие сам механизм образования и функционирования метафоры, могут стать основой для лексической и текстовой работы на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье рассматриваются способы работы с языковой и текстовой метафорами, учитывающие аналитический план формирования значения, проявленный во взаимодействии исходных и переносных смыслов, и синтетический, реализуемый в тексто-образующей функции метафоры, в ее способности порождать в границах текста ассоциативно-деривационные связи и актуализировать в сознании обучающегося целостное, эмоционально-смысловое представление о содержании. Умение интерпретировать метафору, понимание специфики ее функционирования способствует тому, что учащиеся воспринимают текст не только с точки зрения событийности, но и в образно-смысловом, концептуальном развертывании. Особая роль в этом процессе отводится фреймовому анализу, с помощью которого в тексте выделяются предметно-содержательные блоки и устанавливаются смысловые связи между ними. Представленный в работе алгоритм анализа текстовых метафор может способствовать оптимизации рецептивной деятельности учащихся, развитию их коммуникативной деятельности. На материале историко-философского очерка Н. Ильиной «Изгнание норманнов. Очередная задача русской исторической науки» обосновывается фреймовая методика анализа текстовых метафор, демонстрируется моделирующий потенциал метафорических образов, определяющий логику лингвокультурологического подхода к работе с текстом. Предполагается, что текст, насыщенный метафорами, культурно-историческими отсылками и мифопоэтической древнеславянской символикой, вызовет интерес не только своей содержательной стороной, но и теми способами изучения, в которых раскрывается его лингвокультурный смысл.

Ключевые слова: языковая и текстовая метафоры, фреймовый анализ метафоры, лингводидактический потенциал метафоры

97
  • 1
  • 2

Страница 2 из 2

© 2025 Education & Pedagogy Journal

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ