№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
51 | Рассматривается проблема акомплементарности в системе подготовки и оценки деятельности практического психолога образования. С помощью анализа и сравнения текстов различных публикаций (от юридических и нормативных документов до текста специальных исследований) автор показывает свое видение истоков такого рода «десинхронизации» системы подготовки и оценки деятельности практического психолога образования. Полученный в результате проведенного анализа результат позволяет выделить пути возможного преодоления существующей проблемы. В качестве оснований такого положения дел в системе подготовки и оценки деятельности практического психолога образования выделяются следующие несоответствия/не комплементарные отношения между элементами: 1) нормативно-правовые; 2) методологические; 3) образовательные; 4) личностные (личностно-профессиональные). Подробно описаны способы их преодоления: определение базовых характеристик деятельности специалистов-психологов во ФГОС и стандартах профессиональной деятельности, в нормативных и методических ведомственных документах по деятельности педагога-психолога; выход из «методологического хаоса» в понимании сути практической психологи, создание профессионального и научно-корректного понимание содержания как самой практической психологии в сфере образования, так и основных видов работ практического психолога образования; нормативное закрепление места и роли личности психолога в подготовки и оценки деятельности практического психолога образования. Ключевые слова: акомплементарность, системе подготовки и оценки деятельности, практическая психология в сфере образования, пути преодоления акомплементарности, личностные качества практического психолога образования | 489 | |||||
52 | В современных историко-психологических исследованиях, проводимых в русле постнеклассической методологии, назревает необходимость перемещения познавательных ориентиров: с направлений, школ, исследовательских программ, концепций определенного исторического периода развития психологической науки на реализуемые в них способы мышления и типы рациональности; с монологического, ретроспективного описания процессов оформления и трансформации концептуального аппарата той или иной психологической школы на рефлексивно-диалогическую реконструкцию концептуального наследия вечно актуальных ученых, в свете сегодняшнего и завтрашнего дня развития психологии; с привычных тематических рубрик и разделов психологического знания на области «перекрытия» (метафора В.Е. Клочко) разных типов научной рациональности, в подвижных границах которых наиболее активно и плодотворно шли процессы «перерождения научной ткани» (метафора Л.С. Выготского) психологии; с общеизвестных и признанных теорий на концепции, признававшиеся ранее периферийными или даже маргинальными, но содержащими недооцененный эвристический потенциал; с традиций адаптации в психологии естественнонаучных объяснительных схем на ассимиляцию учеными-психологами философско-мировоззренческого наследия и описательного потенциала литературы и искусства. С целью сопоставления традиционного и постнеклассического взгляда на историко-психологическое исследование автором предлагаются метафоры «реставрации» и «ренесанса», которые иллюстрируют разные подходы к реконструкции исторических форм научной мысли: сохранение концептуальных «памятников» психологической науки и осмысляющее воссоздание концептуального наследия психологии с конструктивным пересмотром его эвристического потенциала. Обосновывается продуктивность применения трансспективного анализа (разработанного В.Е. Клочко) в историко-психологическом исследовании, поскольку он позволяет: наводить аналитические мосты между условно закрытыми научными системами и школами; понимать закономерные тенденции усложнения психологического познания с учетом конкуренции и сосуществования типов научной рациональности; выявлять соответствие и комплементарность психологических концепций, между которыми существуют значительные временные или парадигмальные «расстояния»; моделировать диалог и конфронтацию ученых, которые в силу разных причин не входили в один референтный или оппонентный круг. Ключевые слова: история психологии, психологическое знание, постнеклассическая психология, методологическая рефлексия, концептосфера, трансспективный анализ | 486 | |||||
53 | В этом исследовании изучалась роль устойчивости к травмирующим событиям июня и июля 2016 года, когда было подожжено более 130 средних школ. Обучение было сорвано. Выжившие были охвачены симптомами и признаками постравматического синдрома. Это нанесло ущерб их психическому здоровью и функционированию. Им нужна была психологическая корректировка, чтобы вернуться к нормальной жизни. Было опрошено 835 студентов. Для сбора информации и для анализа разработана специализированная анкета. Результаты показали связь между психологической устойчивостью, адаптацией и функционированием. Уроки психологической устойчивости и осознанности не преподавали в школах, и в большинстве школ не хватало средств, которые могли бы привить учащимся психологическую устойчивость. Ключевые слова: психологическая устойчивость, психологическая адаптация, травма, адаптация | 482 | |||||
54 | Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни, и молодежь – одна из самых активных групп на этих платформах. Цифровая среда существенно изменила формат коммуникаций и формирует иную коммуникационную культуру. Целью исследования является выявление особенностей контента и деятельности молодежных сообществ в социальных сетях для организации воспитательной работы со школьниками. В процессе исследования были отобраны и изучены действующие площадки для онлайн-коммуникации: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Telegram», «YouTube» – раскрыто описание формальных молодежных сообществ, выявлены типы, критерии отбора и специфика их формирования. На основе проведенных экспертных интервью с заместителями директоров по воспитательной работе, советниками по воспитанию, кураторами школ и колледжей определены молодежные сообщества, осуществляющие взаимодействие с образовательными организациями в рамках воспитательной работы через социальные сети: Российское движение детей и молодежи, «Движение первых», Общероссийская общественная организация Российский союз молодежи, Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», Всероссийский конкурс «Большая перемена», Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», Мосволонтер, Юные инспекторы движения России. В статье определены критерии анализа страниц в социальных сетях, проанализированы официальные страницы и каналы молодежных сообществ в социальных сетях с целью выявления особенностей контента и деятельности сообществ, представлена сравнительная таблица характеристик молодежных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» по разработанным критериям. Исследование показало, что «ВКонтакте» является самой востребованной социальной сетью среди молодёжных организаций, одним из главных ресурсов по работе с участниками молодежных организаций и вовлекающим в воспитательную работу, а также площадкой для объединения представителей сообщества из разных регионов; мессенджер «Telegram», в основном, полностью дублирует его содержание; основной контент, отражающий деятельность организаций офлайн включает: новости о конкурсах, акциях, о проведенных мероприятиях, посты, освещающие активность молодежных организаций вне рамок мероприятий и конкурсов; наибольший отклик у подписчиков вызывают викторины и голосования. Авторы статьи делают вывод о том, что социальные сети молодежных сообществ ведутся на профессиональном уровне командой разнопрофильных специалистов в соответствии с индивидуальным узнаваемым стилем оформления, брендбуком и предлагают самые разнообразные мероприятия для организации воспитательной работы с обучающимися. Ключевые слова: социальные сети, воспитательная работа, контент, молодежные сообщества, молодежные организации, онлайн-коммуникация, обучающиеся | 482 | |||||
55 | В статье проанализированы достоинства и недостатки существующих подходов к определению понятия языковой компетентности. Предложена классификация, упорядочивающая многообразие связанных с использованием языка компетенций. Излагается авторское представление о структурно-уровневой организации языковой компетентности как психолого-педагогического феномена с теоретико-методологических позиций метасистемного подхода как наиболее современной на сегодняшний день версии системного подхода. Выявлены пять уровней системы языковой компетентности: метасистемный, общесистемный, субсистемный, компонентный и элементный. Определено, что содержанием высшего, метасистемного уровня языковой компетентности является целостная языковая способность, состоящая из коммуникативной, лексико-семантической, грамматической и регулятивной подсистем. Наиболее важной для функционирования языковой компетентности является регулятивная система, представляющая собой деятельностный инвариант саморегуляционных процессов целеобразования, прогнозирования, принятия решения, планирования, программирования, контроля и самоконтроля. Встраивание метасистемного уровня в нижележащие уровни системы определяет специфику их содержания, которое представлено различными способами оперирования языковыми знаниями: языковой рефлексией, языковой интуицией, языковыми умениями и навыками. С целью верификации структурно-уровневой модели языковой компетентности проведено эмпирическое исследование на выборке из 94 учащихся второго класса общеобразовательной школы. В качестве методик выступили широко используемые в психолого-педагогической практике тесты речевого развития, а также авторская методика изучения особенностей осознания учеником устройства языка при работе с квазиязыковыми конструкциями. Использованы методы беседы, структурированного наблюдения и экспертного оценивания. Исследование подтвердило справедливость теоретических представлений авторов. Полученные теоретические и эмпирические результаты могут быть использованы для уточнения цели, задач и методов обучения языку и психолого-педагогического сопровождения этого процесса на всех этапах языкового образования. Ключевые слова: языковая компетентность, языковая способность, язык, языковая интуиция, языковая рефлексия, системный подход, метасистемный подход, языковое обучение | 476 | |||||
56 | В рамках очередной Летней Школы преподавателей – 2023, организованной образовательной платформой издательства «Юрайт» и проходившей в режиме вебинаров с 26 по 30 июня 2023 года, приняли участие более 3000 человек из 333 городов и 1039 учебных заведений. С докладами и на панельных дискуссиях выступили 75 спикеров по следующим темам: эффективность цифрового образования, качество цифрового образования, стратегические цели университетов, выбор цели образовательной программы, молодежь в России: демографическая ситуация и перспективы, доказательное образование на основе цифровых данных, рациональное управление (аналитика в образовательном менеджменте), сторителлинг и разработка образовательных кейсов, использование студентами ChatGPT в учебной деятельности, личность в цифровой реальности виртуального мира: от Homo Sapiens до Homo Digital, цифровая образовательная среда: общие ресурсы и индивидуальные траектории, психологически комфортная образовательная среда, цифровая научная среда (текущие риски и новые возможности), ChatGPT для преподавателя (бесплатные инструменты и цифровая активность преподавателей, студентов), учет личных достижений как траектория успешности обучающихся, технологическое предпринимательство (вовлечение, подготовка, поддержка). В качестве итогов XIII Летней школы преподавателя отметим тот факт, что цифровое образование – не замена традиционному, но оно необходимо для работы с современной молодежью, учебное заведение должно предоставить преподавателю и студентам необходимые для цифрового образования контент и сервисы. Цифровые технологии не заменят живого общения с преподавателем, и они становятся важнейшим инструментом формирования индивидуальных образовательных траекторий, индивидуализация становится признаком качества образования. Цифровая трансформация образования должна учитывать лучшие практики и предлагать широкий выбор технологий, сервисов, контента на выбор преподавателя, вариативность и гибкость на данном этапе важнее стандартизации. Необходима актуализация правовых и этических норм в связи с изменениями цифровой образовательной и научной среды, развитием искусственного интеллекта. Следует развивать цифровую грамотность преподавателей, внедрять гибридные модели обучения, разрабатывать оценки эффективности образования, система оценивания должна перейти от проверки запоминания к развитию аналитических способностей и системного мышления студента, искусственный интеллект и СhatGPT – серьезный вызов уровням и системе образования в целом. Учебное заведение будущего должно стать драйвером социально-экономического развития территории. В рамках данного обзора остановимся на отдельных темах и выступлениях. Ключевые слова: эффективность цифрового образования, тренд, цифровая образовательная среда, искусственный интеллект, цифровые технологии, цифровая грамотность, гибридные модели обучения, система оценивания, личность в цифровой реальности | 462 | |||||
57 | В статье представлены процесс проведения и анализ результатов XIX Международной научно-практической конференции «Учитель будущего в фокусе диалога наук и образовательных практик», организованной в рамках проведения Года педагога и наставника в Российской Федерации, которая состоялась 4–5 июля 2023 г. на базе ФГБНУ «Психологический институт РАО» в Москве. Итоги конференции рассматриваются в контексте решения важной теоретико-практической задачи – определение благоприятных психолого-педагогических условий личностного и профессионального развития педагога будущего как конвергенции национальных традиций российского образования, современного научного знания и инновационных технологий. Именно такой педагог способен помочь учащемуся выйти на траекторию самоопределения и самореализации. Ключевые слова: учитель будущего, системный личностно-развивающий подход, ресурсно-прогностический подход, стратегии образования, ресурсы личностные и профессиональные, компетенции, конструирование будущего учащихся. | 460 | |||||
58 | Обоснование. Ценность инициативы педагога определяется тем, что она позволяет будущим и действующим учителям активно содействовать инновационному обновлению содержания образования, содействовать самореализации себя и обучающихся. Формирование инициативы у будущих учителей играет важную роль в развитии их профессионализма и способности к саморазвитию. Первоначально, учитель должен быть активным и инициативным в поиске новых методов преподавания, внедрении инноваций в образовательный процесс, а также в поиске решений для различных образовательных задач. Учитель-инициатор способен лучше адаптироваться к изменяющимся требованиям общества и обучать учеников более эффективно. Цель данного исследования заключается в исследовании различных подходов к формированию инициативы у будущих учителей, а также в рассмотрении эффективных методов практической реализации педагогических инициатив в образовательном процессе. Статья направлена на выявление значимости смыслообразования педагогической инициативности в контексте профессиональной подготовки учителей и установления их способности и готовности к творческой деятельности и саморазвитию. Материалы и методы. Проводился систематический анализ существующих публикаций на тему исследования для выявления смыслообразования понятий педагогическая инициатива применительно к процессу развития будущего учителя. Применялись методы сбора и анализа данных новостных лент сайтов университета для определения видов инициатив, культивируемых в университетских практиках. Полученные данные подвергались анализу, систематизации и интерпретации. Результаты. В теоретической части исследования рассмотрены три подхода к построению смысла педагогической инициативы будущего учителя. В первом случае, выделяется подход, в котором смысл термина инициатива рождается как психологическая характеристика личности, в условиях ее самомотивации, ответа на внешние стимулы и самореализации. Во втором случае, в термине проявляются характеристики самостоятельной активной деятельности студентов, приводимые для разных уровней обучения. В третьем случае, выделен подход, в котором инициатива рассматривается как имманентная и интегральная компетентностная характеристика дипломированного учителя. В практической части исследования проведен сравнительный анализ работы педагогических и непедагогических вузов в вопросе формирования инициатив будущих педагогов. Ключевые слова: инициатива, вузы, будущие педагоги, классификация, образование | 450 | |||||
59 | Идеи данного исследования обобщены в процедуре справочного обзора тенденций применения процессов моделирования в арабском и зарубежном образовании за этот период (2020–2023 гг.). Исследование придерживалось описательного подхода и представило концепции моделирования и области исследований, рассматриваемые на разных языках, а также определило наиболее важные модели, используемые в образовательном процессе, на основе следующих глобальных баз данных: (Google Scholar), elibrary.ru, Scopus... и т.д.). Исследование включает в себя (319) арабских и зарубежных исследований, включающих ограничения и числовые, качественные и методологические классификации за период с 2020 по 2023 год. Исследование раскрывает важнейшие тенденции использования моделирования как метода исследования. В исследовании также представлен набор моделей, используемых в образовательном процессе. Есть надежда, что анализ тенденций поможет определить области и сектора, которые используют моделирование для решения образовательных и научных проблем. Исследование показывает ряд результатов, оценивающих это исследование, которые могут помочь исследователям в этой области принять процесс моделирования в качестве метода исследования. Ключевые слова: Моделирование, Методы моделирования, Процедура моделирования, образовательный процесс | 446 | |||||
60 | В условиях цифровизации современной системы образования происходит психологическое развитие и трансформация личности обучающегося. Вопросы, связанные с цифровизацией российского образования, активно обсуждаются в современном психолого-педагогическом сообществе. Цифровая среда выступает фактором, оказывающим влияние на процесс развития личности обучающегося. Благодаря глобальной цифровизации в современный образовательный процесс привносится много новых возможностей, но ее последствия также представляют собой серьезные социальные и психологические проблемы. Параллельно с всеобщей цифровизацией в цифровом обществе происходит формирование личности ребенка, который практически с первого момента своего рождения погружается в цифровое пространство и проживает цифровое детство. Цифровизация образования, применение новейших цифровых образовательных технологий, пребывание обучающегося в виртуальной среде оказывают существенное влияние на психологическое развитие школьника, приводят к трансформациям его поведения, формированию специфической цифровой личности. В статье приведены результаты эмпирического исследования представлений педагогических работников о личностных и поведенческих особенностях современных обучающихся, пребывающих в условиях цифрового пространства. Показано, что современные обучающиеся обладают психологическими свойствами и качествами, присущими представителям цифрового поколения. Ключевые слова: цифровая образовательная среда, психология личности, личность обучающегося, цифровое пространство, цифровое поколение, цифровизация общества, цифровая личность | 445 | |||||
61 | В статье показана необходимость изучения и дальнейшего формирования ассертивного поведения студентов – будущих государственных служащих, деятельность которых в современных условиях строится на умении достигать успеха и позиционировать активную жизненную позицию, находить варианты устранения трудностей, проявлять эмоциональную устойчивость. Анализ научной литературы показал, что ассертивное поведение приводит к повышению личной эффективности, является профилактикой профессионального выгорания, состояния неуверенности и тревожности. Ассертивное поведение представляет собой определенный способ действий, который позволяет активно и последовательно отстаивать свои и интересы и достигать целей, открыто выстраивать общение, относится с уважением к индивидуальным особенностям окружающих. На основании анализа результатов исследования, полученных по методикам: «Исследование уровня ассертивности» В. Каппони, Т. Новак, Опросник «Автономности-зависимости», Г.С. Прыгин, «Диагностика уверенности в себе», Карвасарский Б.Д., были сделаны выводы о том, что во время обучения в вузе студенты не приобретают необходимых знаний, навыков и умений, которые способствуют формированию достаточно высокого уровня автономности, уверенности, и, в конечном итоге, ассертивного поведения для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности. Отсутствие позитивной динамики по исследуемым показателям, более того, негативная динамика, дают возможность утверждать, что во время обучения в вузе на занятиях по дисциплинам основной и вариативной частей учебного плана направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», заложенных в стандартных образовательных программах ассертивное поведение не формируется. Об этом же говорят и результаты корреляционного анализа между исследуемыми показателями: распад связей между автономностью и связкой «ассертивность – уверенность в себе», что можно рассматривать как снижение самостоятельности, ответственности и повышение зависимости от обстоятельств и окружающих людей. Полученные результаты позволяют рекомендовать внесение дополнений в учебные программы вуза, которые будут включать в рамках психологических дисциплин практические занятия, направленные на формирование ассертивного поведения. В результате предполагается, что студенты – будущие государственные служащие смогут лучше контролировать свои эмоциональные реакции, обдуманно и взвешенно принимать решения, достигать поставленных целей, демонстрировать уверенность и независимость поведения, что в итоге приведет к повышению эффективности взаимодействия с гражданами и коллегами. Ключевые слова: ассертивность, ассертивное и манипулятивное поведение, уверенность в себе, автономное и зависимое поведение, студенты, государственные служащие | 436 | |||||
62 | В современной психологии наблюдается интерес к исследованию альтернативных способов рационализации человеком воспринимаемой действительности. Этот исследовательский тренд является ответом ученых на распространение в общественном сознании альтернативных и экстравагантных способов саморазвития, объяснения психологического неблагополучия и страдания, увеличение спроса заказчиков психологических услуг на «эксклюзивные» и экстравагантные практики саморазвития и совладания с кризисными состояниями, обусловленными нестабильностью и транзитивностью разных сфер общественной жизни. Эти практики, базирующиеся на магических формах мировосприятия и мышления, начинают встраиваться в «меню» психологических услуг не только представителей теневой психологии и шарлатанов, но и в методический арсенал предприимчивых и монетарно-ориентированных психологов. Наряду с осмыслением и концептуализацией достаточно широкого поля явлений, относящихся к магическому мышлению, объяснению его культурно-исторических предпосылок, возникает необходимость выявления его различных проекций в жизнедеятельность современного человека, выделения смысловых и поведенческих маркеров, по которым можно судить о степени нормальности и аномальности формы его проявления. В данной статье, наряду с результатами теоретического осмысления данного явления, представлены результаты эмпирического исследования отношения к нему студентов-психологов разных курсов. Они свидетельствуют о том, что у опрошенных студентов к окончанию образовательной подготовки снижается интенсивности проявления магического мышления, возрастает критичное отношение к возможностям его применения в собственной профессиональной деятельности. Тем не менее, было установлено, что вера в различные паранормальные явления весьма распространена в студенческой среде. Участники исследования считают, что магическое мышление, как неустранимый культурный феномен, имеет место в их повседневной и образовательной практике, а так же допустили возможность его воплощения в профессиональной деятельности психолога, но в весьма ограниченных случаях. Образовательная подготовка оказывает определенное влияние на уровень магического мышления студентов-психологов, однако она не является решающим фактором, о чем свидетельствуют данные других исследователей. Интерес к магическим практикам, оккультным представлениям и верованиям у студентов-психологов в процессе обучения в вузе не угасает окончательно даже к выпускному курсу. Возможной причиной является затянувшийся методологический кризис практической психологии, которая на данном этапе своего развития еще не окончательно отмежевалась от эзотерических и иных практик, опирающихся на магическое мышление. Ключевые слова: мышление, профессиональное мышление, магическое мышление, образование, практическая психология | 427 | |||||
63 | Предлагаемая работа является продолжением серии статей, в которых рассматриваются направления обучения математике в 1 11 классах общеобразовательной школы на основании Федерального государственного образовательного стандарта с учетом разбиений на элементы знаний. Реализация концептуальных направлений позволяет определить элементы содержания обучения во 2-м классе, включая для натуральных чисел от 1 до 100 и нуля: счет чисел, действия сложения, вычитания, умножения и деления; знакомство с таблицами умножения; связи между арифметическими действиями; ряд свойств арифметических действий; измерения и сравнения величин: длины, времени, массы, стоимости; примеры ломаных и многоугольников; обозначение и запись множеств; применения логических рассуждений и выводов; работа с таблицами и столбчатыми диаграммами; примеры алгоритмов арифметических действий, измерений и геометрических построений; представления тестовых задач в одно и два действия при помощи моделей, таблиц, кратких записей и схем. На основании этого разработано содержание учебника для 2-го класса и развиваются идеи, положенные в основу учебника для 1-го класса. Теоретическая часть позволяет учащимся получать ответы на контрольные вопросы, помогает решать одновариантные и многовариантные тесты, задачи и упражнения. Концептуальные направления обучения математике во 2-м классе обеспечивают формирование фундамента вертикали математического образования в 1 11 классах общеобразовательной школы. Ключевые слова: начальное общее образование, преподавание, математика, элемент знаний | 405 | |||||
64 | Автором представлен теоретико-методологический анализ феномена иррациональности, рассмотрены его возможности в процессах совладания с переживанием дискомфорта неопределенности. В парадигме экзистенциальной психологии иррациональность представлена как один из возможных способов противостояния прекарности, ускоряющемуся устареванию индивидуального опыта в условиях нарастающего осознания неопределенности существования, невзросления современных людей и рисков становления фрагментарной идентичности. В статье аргументируется идея, что в процессах совладания с неопределенностью обращение к иррациональности выступает как составляющая часть стратегии трансгрессии, способной не просто вывести субъекта за рамки рационального познания реальности, но и дать ему новый опыт адаптации к прекарному существованию и обеспечить выход в плоскость новых возможных «логик» осмысления реальности и самого себя (аксиологики, бейесовой логики, имажинативной логики, логики синхронистичности). Автор сопоставляет возможности рационального и иррационального мышления и поведения в ситуациях неопределенности, когда имеющегося опыта оказывается недостаточно, а избежать необходимости принятия решения и действования человек, осуществляющий «заботу о себе», не может. В работе формулируются положения об иррациональности и трансгрессии как составных частях механизмов смыслообразования и саморазвития. Ключевые слова: неопределенность, прекарность, идентичность, опыт, трансгрессия, рациональность, иррациональность | 399 | |||||
65 | Фокус исследовательского интереса автора сосредоточен на актуальном вопросе обнаружения проявлений элементов образовательной деятельности в историко-педагогическом наследии разновозрастных коллективов. Ценность и своевременность данной научной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время в практике российского образования вновь реализуются многочисленные феномены и процессы, ранее существовавшие в дореволюционный и советский периоды. Так, традиционный для Советского Союза коллективизм был признан в 2022 г. отечественной ценностью, что определило востребованность научного переосмысления различных форм и видов коллективной деятельности, включая образовательную. В этой связи именно образовательный аспект коллективной деятельности, протекающей в условиях разновозрастности, обладает наиболее выраженным воспитательным потенциалом. В образовательной деятельности в разновозрастном коллективе, в отличие от целенаправленной воспитательной работы, эффективно реализуется косвенное воздействие на личность. При этом важно, что результативность воспитания в коллективе и через коллектив может быть усилена организацией взаимодействия участников разного возраста, что делает коллектив более реалистичной моделью разновозрастного социума. В результате проблемно-ориентированного анализа научной литературы установлено, что разновозрастный коллектив воспринимался специалистами в области психологии и педагогики в основном как воспитательный. Это привело к значимости рассмотрения эмпирически возникающих в практике элементов образования, в ходе освоения которых осуществлялась воспитательная работа. В данном ракурсе становится очевидным, что в современной образовательной действительности, акторы которой переосмысливают исторический опыт своих предшественников, начинают конституироваться разновозрастные коллективы с отчетливой образовательной, а не воспитательной направленностью. Тем не менее, развитие подобных коллективов тоже востребует опору на накопленный историко-педагогический базис реализации отдельных элементов образования, дающий возможность формализовать предпосылки (добровольность, наличие внутренней иерархии в виде «рангов», продуктивность деятельности, развитие одновременно в нескольких средах, разнообразие форм, средств, методов и др.) согласования коллективности, образовательности и разновозрастности, которые будут целесообразными и в настоящее время. Ключевые слова: образовательная деятельность, история внешкольной педагогики, внешкольное образование, дополнительное образование, детское движение, теория коллектива, разновозрастный коллектив | 387 | |||||
66 | В настоящее время человечество сталкивается с глобальными вызовами, обусловленными геополитическими, экономи¬ческими, экологическими и другими обстоятельствами. Подобная ситуация усугубляется кризисом, проводимой Западом в течение десятков лет, политики глобализации и мультикультурализма. Образование, будучи инерционной системой, без определения стратегических приоритетов своего развития, всегда вынуждено быть зацикленым на решении текущих проблем прошлого и настоящего. Следовательно, роль образования в построении будущего человечества становится не целенаправленным, а опосредованным, что зачастую и приводит как к локальным, так и к масштабным нежелательным катаклизмам. Исторический и культурологический анализ ситуации в России и странах Западной цивилизации позволил выявить серьезные вызовы, которые невозможно решить без активного участия образования. Первый из них связан с тем, что в условиях нынешней глобализации происходит новый «крестовый поход» Западной цивилизации по продвижению в мире своих традиций и ценностей, которые подаются как «общечеловеческие». Современные исследования, а также примеры из истории и негативный опыт наших дней показывают, что приемлемое для одних народов, часто становится разрушительным и губительным для других. Потому первым стратегическим приоритетом современного образования должна стать целенаправленная помощь в осознании растущим человеком и конкретным народом своей культурной идентичности, формирование у них уважительного отношения к культурам других народов и дальнейшее осуществление на данной основе продуктивного межкультурного диалога. Еще один глобальный вызов связан с ситуацией в энергетике и экологии, а также с навязываемой людям с детских лет потребительской психологии, которая характерна и для стран Запада, и для СССР, и для нынешней России. Все это в перспективе угрожает сохранению жизни на Земле. В истории человечества можно выделить два периода, когда люди оказывались на грани исчезновения. Каждый раз их спасало то, что они находили силы сознательно поменять свой образ жизни и самих себя на основе совместно принятых и общепризнанных ценностей и табу, то есть проявляли себя не только как существа разумные, но и как нравственные, духовные. Данный аспект слабо отражен в программных документах об образовании последних лет, принимаемых в России и мире. А потому вторым стратегическим приоритетом современного образования должно стать развитие у людей экологического сознания и признания приоритета духовных потребностей, над потребностями материальными. Ключевые слова: стратегические приоритеты современного образования, глобальные вызовы современности, культурная идентичность, свобода, потребительская психология, кризис современного образования, компетентностный подход | 381 | |||||
67 | Проблемы преподавания региональной истории в школе активно обсуждаются педагогическим и научным сообществом. В статье рассматриваются возможности использования воспоминаний жителей Томской области в преподавании региональной истории. Представлена общая характеристика ситуации с учебно-методическим обеспечением преподавания региональной истории. Подчеркнуто, что полноценное изучение региональной истории невозможно без обращения к уровню области, выступающего в качестве связующего звена с локальной историей. Учитывая, что к настоящему времени отсутствуют учебно-методические материалы по истории Томской области, сделан акцент на воспоминаниях, которые можно включить в хрестоматию или сборник документов, являющихся обязательной частью учебно-методического комплекса. Рассматриваются сборники «Нарымская хроника», «Как мы жили: воспоминания и устные свидетельства томских крестьян», «Я вам, родные, излагаю быль», в которых опубликованы воспоминания жителей Томской области. Дается характеристика содержащихся в нем нарративов. Выявляются преимущества привлечения рассматриваемых сборников в образовательный процесс в школе. Обращение к сборникам поможет учителю продемонстрировать одну из ведущих черт современной исторической науки – интерес к «маленькому человеку», возникшему с связи с развитием микроисторических подходов в исторических исследованиях, а также показать потенциал и уникальность семейных архивов, в которых зачастую могут храниться мемуары. Школьникам обращение к этим материалам позволит более серьезно осмыслить многообразие историко-культурного наследия томского региона. Показана информативность представленных в сборниках мемуаров в изучении следующих разделов по истории России: «Российская империя в XIX – начале ХХ вв.» (темы «Этнокультурный облик империи», «Национально-религиозные особенности»), «Россия в «годы великих потрясений». 1914–1922 гг. (тема «Гражданская война и ее последствия»), «Советское общество в 1920–30-е гг.» (темы «СССР в 1929–1941 гг.: «сталинский социализм», «Культурное пространство»), «Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.», «Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг.» (тема «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.)). Ключевые слова: региональная история, учебно-методический комплекс, хрестоматия, сборники документов, мемуары, воспоминания, Томская область | 365 | |||||
68 | Обозначена актуальность исследования феномена детства, в том числе – его периодизации. Исследование в данной тематике дает понимание скрытых закономерностей взаимоотношения систем «личность» – «социум»; является вкладом в формирование теоретического базиса социальной политики государства, охватывающей области демографии, здравоохранения, образования, культуры, науки. Освещены исторически сложившиеся (общепринятые) и именные периодизации детства. Даны основные критерии периодизации детства. Представлена авторская концепция периодизации детства, интегрировавшая постэмбриональный (ювенильный) онтогенез, психическое развитие, социальное взаимодействие, динамику материнско-детских взаимоотношений. Авторская периодизация детства носит системный характер, учитывает биопсихосоциальную природу человека, развивает системную теорию личности (СТЛ), дополняет гносеологические модели материнско-детских взаимоотношений. Рассмотрены систематизации периодизаций детства. С целью поддержания приоритета российской науки сделан акцент на концепции классика советской психологии Л. С. Выготского. Принцип систематизации периодизаций детства, разработанный Л. С. Выготским, проиллюстрирован авторским рисунком. Представлена и дополнена графическим изображением авторская систематизация именных периодизаций детства. Обозначены перспективы дальнейших исследований. В рамках профессиональных интересов авторов детство и проблема его периодизации рассматривается как дополнительное направление в системных персонологических исследованиях, отдельный элемент структуры репродуктивной функции человека, составная часть материнско-детских взаимоотношений. Материал статьи дополняет гносеологические модели, используемые в педагогике, психологии, медицине, и рассчитан на применение в образовательном процессе высшей школы. Рассматриваемые периодизации детства могут быть востребованы в изучении таких учебных дисциплин, как «Педагогика», «Возрастная психология», «Антропология», «Морфология человека», «Физическая культура и спорт», «История», «Философия». Ключевые слова: педагогика, психология, история, детство, периодизация детства, ребенок, биопсихосоциальное развитие, онтогенез, человек, взросление | 282 | |||||
69 | Трансформация современного села: образа жизни населения, его идентичности, повседневных практик, а также тенденция диверсификации сельской экономики требуют расширения сложившегося традиционного перечня профессионального выбора сельских школьников. Анализ программ развития сельских школ показывает, что в большинстве случаев стратегические образовательные цели и задачи слабо увязываются с экономической и социокультурной спецификой территорий, на которых они расположены. Крайне редко встречается декомпозиция задач, коррелирующих с сельской / руральной идентичностью и локальным социокультурным кодом. Рассмотрение сельских стратегий профессионального самоопределения школьников, в обобщённом виде направленных на сельскохозяйственный сектор, а также механизмы их реализации свидетельствует об их стереотипности и определённом формализме. Возможно, что именно поэтому потенциал сельской школы фактически не рассматривается управленцами как фактор и ресурс развития социально экономического развития территории. В связи с этим актуализируется вопрос целеполагания сельских школ относительно жизненного самоопределения обучающихся, релевантного сельской идентичности и специфике территорий присутствия. Именно в этом случае сельская школа может рассматриваться как ключевой элемент инфраструктуры, не просто транслирующий, но и укореняющий код сельскости / руральности в жизненных и профессиональных траекториях сельской молодёжи. Цель исследования заключается в постановке исследовательской проблемы о необходимости современной концепции руральности (сельскости) в рамках педагогики сельской школы как самостоятельной отрасли педагогической науки. В научном поиске мы будем опираться на ранее сформированное нами понимание сельской школы как «сложноорганизованной образовательной самоорганизации и саморегуляции системы, в условиях способной к «гибридной» (реальной/виртуальной) онтологии… В качестве ее базовых характеристик можно выделить: полифункциональность, открытость, преемственность и адаптивность к локальной культуре конкретного сельского социума, конвергентность». Имеющиеся концепции руральности (сельскости), опираясь на социологический подход, имеют междисциплинарный характер. Идеи фундаментального уровня о сетевом обществе отразились на научных подходах, используемых для теоретической идентификации села и концептуализации руральности в условиях постиндустриальной эпохи. В качестве основных с нашей точки зрения, могут выступать социокультурный, пространственный и системный подходы. Социокультурный подход позволяет расширить исследовательские границы, рассматривая сельскую школу в системе культурных координат (смыслов, ценностей, ценностных ориентаций, принципов), обеспечивающих социальные связи, в центре которых находится человек активный (homo activus) – многомерное био-социо-культурное существо. Пространственный и системный подходы необходимы в исследовании в качестве комплементарных. Пространственный подход направлен на экспликацию положения села в условиях глобализации и урбанизации современного мира, реализации российских государственных программ экономического развития территорий. В теоретическом аспекте можно опираться на понимание села как совокупности трансформирующихся пространств, как физических, так и социальных. Системный подход позволяет удерживать целостность и структурированность исследования. Специфика новой сельскости, её характеристики могут быть учтены при проектировании рурально-ориентированных стратегий жизненного самоопределения обучающихся сельских школ. Образование, в котором проявляется социокультурный код, укореняя «сельскость», должно быть направлено на развитие креативности, критического мышления, коммуникативных навыков и способности к сотрудничеству. Это принципиально важно для будущих специалистов, способных преобразовывать сельскую экономику с учетом требований рынка. Ключевые слова: концепция, рурально-ориентированные стратегии, жизненное самоопределение, обучающиеся, сельские школы | 250 | |||||
70 | В современных психолого-педагогических работах исследуется дуальность человеческого мышления, когда две противоположные системы – эвристическая и аналитическая – взаимодействуют в диалектическом единстве. Отсюда и два соответствующих способа познания мира: логический и интуитивный. Акцент на формирование только логического опыта ученика, в конечном итоге, сводится к формированию умения решать определенный, достаточно узкий класс типовых задач, а также не способствует гармоничному всестороннему развитию личности. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется вопросу «понимающего» освоения учебных дисциплин и преодолению формализма в процессе обучения посредством активизации учебно-познавательной деятельности и применения методических способов интеграции логического и интуитивного опыта ученика, способствующих достижению более глубокого уровня понимания учебного материала. Данное исследование посвящено анализу особенностей интеграции логического и интуитивного познавательных стилей мышления и их использования в процессе обучения математике. Ключевые слова: интеллект, познавательные стили мышления, интенциональный опыт, понимающее обучение математике | 222 | |||||
71 | Статья представляет собой теоретический экспресс анализ двух дидактик: классической и цифровой. Классическая дидактика, как область педагогики, исследует основные принципы и методы обучения, с акцентом на передачу учителем готового содержания и формирование у обучающихся необходимых умений и компетенций. В противоположность этому, цифровая дидактика, как новое научное направление, исследует организацию образовательного процесса в эпоху цифровой трансформации общества. Ее ключевая цель – проектирование процесса обучения с использованием современных информационных технологий, с акцентом на активную, самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Выделяются основные принципы, педагогические инструменты и образовательные результаты, которые отличают классическую дидактику от цифровой. Приоритет отдается экспресс-описанию педагогического инструментария цифровой дидактики. Приводятся верифицированные примеры реализации идей цифровой дидактики в российской системе образования. Делается вывод о том, что цифровая дидактика представляет собой комплексный подход к организации образовательного процесса, который включает в себя индивидуализацию обучения, расширение образовательного контекста, геймификацию, онлайн-обучение, использование искусственного интеллекта и обновление цифровой образовательной среды. Ключевые слова: адаптивные образовательные платформы, геймификация обучения, искусственный интеллект, ключевые слова, массовые открытые онлайн-курсы, педагогические инструменты цифровой дидактики, симуляторы и виртуальные тренажеры, цифровая дидактика, цифровая трансформация образования | 221 | |||||
72 | Статья посвящена разработке учебных материалов по русскому языку как иностранному для кенийских студентов, ориентированных на культурную адаптацию и использование современных инновационных методик обучения. Цель статьи описать процесс создание учебных материалов, способствующих преодолению культурных различий и улучшению языковой компетенции обучающихся. В ходе исследования использованы комбинированные подходы, включая разработку и внедрение специализированных программных инструментов, проведение опросов, а также изучение научной литературы о культуре Кении и современных методах преподавания языков. В числе разработанных инструментов: интерактивная веб-платформа для тренировки лексики, программа для извлечения субтитров и фрагментов видео для контекстного обучения аудированию и чтению, а также программное обеспечение, основанное на лексическом подходе, предоставляющее примеры употребления слов в литературных текстах. Ключевую роль сыграли также опросы восприятия кенийскими студентами русской культуры и исследования культурных различий. Исследование выявило значительные культурные различия между российскими и кенийскими обучающимися, включая особенности пословиц, образов героев и уникальные культурные контексты. В статье представлены описания трёх программных инструментов с примерами их применения и инструкциями для использования в учебной практике. Разработка культурно обогащённых учебных материалов с использованием инновационных технологий способствует повышению эффективности и вовлечённости в образовательный процесс. Эти ресурсы могут стать основой для создания аналогичных материалов в других межкультурных контекстах. Ключевые слова: русский язык как иностранный, кенийские обучающиеся, культурно обогащённые материалы, интерактивное обучение, лексическая тренировка, лексический подход, видеоинструменты, программное обеспечение для изучения языков | 211 | |||||
73 | В данной статье рассматривается исследование степени, в которой академическая удовлетворенность связана с компетентностью преподавателей научных предметов в исламских средних школах в Ираке, и выявление статистических различий между ответами выборки, относящимися к гендерной переменной и научному опыту. Исследование опиралось на описательный и корреляционный подход, и данные были собраны с использованием анкеты, которая включала (58) пунктов. Выборка исследования составляла (138) учителей, распределенных по (22) исламским школам в провинции Киркук – Ирак. Изучаемые показатели академической удовлетворенности включали интерес учителей к образовательным целям, их чувство самоэффективности, удовлетворенность встречами, общением и партнерством между ними, с одной стороны, и учебным заведением - с другой. Влияние поведенческих показателей на измерения академической удовлетворенности (заработная плата, стимулы, образовательный надзор, профессиональное развитие, управление школой, условия труда, социальный статус и принадлежность к профессии). Исследование показало, что нет статистических различий в отношении компетентности эффективности учителей, отнесенной к гендерной переменной, в сравнении с наличием статистически значимых различий для переменной научного опыта, и результаты также показали, что академическая удовлетворенность связана с компетентностью учителей в улучшении их образовательного опыта, что является одним из наиболее важных факторов, ответственных за повышение компетентности профессиональной работы. Ключевые слова: Академическая удовлетворенность, Учителей естественных наук, Компетентность учителей | 36 | |||||
74 | Профессиональные сообщества объединяют в себе людей, работающих в определенной предметной области, и являются платформой для сотрудничества, решения актуальных профессиональных вопросов, проведения дискуссий, обмена информацией, расширения компетенций. Профессиональные сообщества формируют свои структуры и функции в зависимости от задач, стоящих перед ними. Они, как правило, не являются статическими, а могут трансформироваться в связи с изменением окружающих условий, или возникающими новыми вызовами. Профессиональные сообщества имеют свои миссии и функции, которые могут не быть ограниченными предметными областями, а носить и социальный характер. Наиболее характерными примерами таких сообществ являются собственно социальные, а также педагогические, психологические и медицинские. Среди медицинских специальностей особое место занимает психиатрия, которая имеет как собственные методологии, так и интегрирует широчайший спектр подходов из других предметных областей, таких как философия, антропология, психология, педагогика, социальные и многие естественные науки и, конечно, подходы, принятые в соматической медицине и неврологии. Мы рассмотрели вопрос роли Российского общества психиатров в дополнительном профессиональном образовании специалистов, которое в России является непрерывным. Это позволяет практикующим специалистам на протяжении всей карьеры подтверждать компетенции и совершенствовать их для осуществления успешной профессиональной деятельности. Ключевые слова: профессиональное сообщество, дополнительное профессиональное образование, последипломное образование, психиатрия | 35 | |||||
75 | Современная социальная среда наполнена вызовами и сложностями, что влечёт за собой повышение рисков уязвимости психического состояния всего населения. При этом актуализируются проблемы возрастания склонности к общей заболеваемости психическими расстройствами у подростков и их нуждаемости в психологической помощи при отсутствии обращения за поддержкой. В связи с этим рассматривается важность изучения жизнеспособности в современном обществе, подчёркивается необходимость исследования жизнеспособности у подростков как фактора, помогающего в процессе взросления для успешного разрешения психологических проблем, имеющих отсроченные последствия на протяжении всей жизни индивида. Проанализирована проблема буллинга как одна из наиболее актуальных в подростковой среде, обозначены риски влияния психологически небезопасной среды на личность подростка. Целью работы является изучение особенностей жизнеспособности подростков в условиях буллинга. Приведены результаты пилотажного исследования специфики жизнеспособности подростков, занимающих различные роли в буллинге. Для проведения исследования были использованы следующие методики: «Опросник риска буллинга» (авторы: А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов); «Методика на выявление буллинг-структуры» (автор Е.Г. Норкина); «Тест оценки жизнеспособности детей и подростков» CYRM (авторы: А.И. Лактионова и А.В. Махнач); «Опросник временной перспективы» ZTPI (автор Ф. Зимбардо, адаптация: Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной и др.); «Когнитивная регуляция эмоций» CERQ (авторы: N. Garnefski, V. Kraaij, адаптация: О. Писаревой, А. Гриценко); «Тест диагностики застенчивости» (авторы: А.Б. Белоусова, И. М. Юсупов); «ИТО» (Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик). Исследование было проведено на выборке, состоявшей из 88 подростков 15–17 лет, обучающихся в г. Новосибирске. Обработка эмпирических данных проводилась с использованием частотного анализа, H-критерия Краскела–Уоллиса, U-критерия Манна–Уитни и непараметрического Rsкритерия Спирмена. По итогам исследования значимых различий жизнеспособности между группами жертв, наблюдателей и защитников не выявлено. При этом обнаружено, что содержательные характеристики жизнеспособности у подростков в ситуации буллинга различаются в зависимости от занимаемой роли. Для подростков, проявляющих роль жертвы, в структуре жизнеспособности значимы показатели временной перспективы; для подростков с преобладающей ролью защитника – экстраверсии как индивидуальной характеристики. Полученные результаты позволяют наметить возможные пути дальнейшего изучения особенностей жизнеспособности у подростков в ситуации буллинга, а также определяют направления работы по укреплению устойчивости личности подростка для профилактики явлений буллинга в условиях образовательной среды. Ключевые слова: жизнеспособность, жизнеспособность человека, жизнеспособность подростков, показатели жизнеспособности, образовательная среда, буллинг, временная перспектива | 30 | |||||
76 | В статье исследуются особенности художественного образования младших школьников в Ираке и России. Цель данной статьи – выявить особенности, традиции, содержание и методы начального художественного образования в двух странах. Обучение художественным дисциплинам в России имеет давнюю традицию и опирается на педагогические и психологические разработки. В России принята единая программа по изобразительному искусству, в то время как в Ираке нет общей для всех школ программы, учителя имеют свободу в выборе программ или создании собственных. Программа художественного образования в России носит светский характер, направлена на знакомство с мировой художественной культурой, совмещает уроки творчества и знакомства с произведениями изобразительного искусства. В Ираке долгое время борются тенденции светского и религиозного образования, влияние Ислама на обучение изобразительному искусству прослеживается во многих школах, где отдается предпочтение традиционным видам искусства, таким как орнаменты и каллиграфия. Однако в сфере подготовки учителей изобразительного искусства сильны западные традиции, учителя и художники переосмысливают традиции исламского искусства с позиций современного мира, расширяя его границы и возможности. Ключевые слова: преподавание изобразительного искусства, традиции художественного образования России и Ирака, методы начального художественного образования, дефициты преподавании изобразительного искусства | 29 | |||||
77 | Становление субъектности в учебной деятельности обучающихся согласно экопсихологической модели включает в себя семь взаимосвязанных стадий, что математически определяется коэффициентами связности и целостности. Мониторинг профессионально значимых качеств педагогов проводился в процессе повышения квалификации на протяжении 20212023 гг. в г.о. Самаре. Исследованный профиль субъектности работников образования отражает выраженность каждой стадии становления субъектности, связность стадий становления субъектности между собой и процесс интериоризации/экстериоризации компетенций. профессиональных Обнаружены взаимосвязи уровня образования и возраста специалистов с выраженностью стадий становления субъектности. Педагоги высокой и низкой связности значимо различаются на коммуникативном уровне универсальных учебных действий. Выраженность стадий субъектности взаимосвязана с показателями связности педагогов, характеризующихся сложной структурой факторов: по четыре фактора для каждого типа целостности. Ключевые слова: экопсихологическая парадигма, образовательная среда, стадии становления субъектности, профиль субъектности, связность и целостность, интериоризация, экстериоризация. | 29 |