Поиск
Warning: Undefined array key "7343//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "7343//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "7343//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | В современных историко-психологических исследованиях, проводимых в русле постнеклассической методологии, назревает необходимость перемещения познавательных ориентиров: с направлений, школ, исследовательских программ, концепций определенного исторического периода развития психологической науки на реализуемые в них способы мышления и типы рациональности; с монологического, ретроспективного описания процессов оформления и трансформации концептуального аппарата той или иной психологической школы на рефлексивно-диалогическую реконструкцию концептуального наследия вечно актуальных ученых, в свете сегодняшнего и завтрашнего дня развития психологии; с привычных тематических рубрик и разделов психологического знания на области «перекрытия» (метафора В.Е. Клочко) разных типов научной рациональности, в подвижных границах которых наиболее активно и плодотворно шли процессы «перерождения научной ткани» (метафора Л.С. Выготского) психологии; с общеизвестных и признанных теорий на концепции, признававшиеся ранее периферийными или даже маргинальными, но содержащими недооцененный эвристический потенциал; с традиций адаптации в психологии естественнонаучных объяснительных схем на ассимиляцию учеными-психологами философско-мировоззренческого наследия и описательного потенциала литературы и искусства. С целью сопоставления традиционного и постнеклассического взгляда на историко-психологическое исследование автором предлагаются метафоры «реставрации» и «ренесанса», которые иллюстрируют разные подходы к реконструкции исторических форм научной мысли: сохранение концептуальных «памятников» психологической науки и осмысляющее воссоздание концептуального наследия психологии с конструктивным пересмотром его эвристического потенциала. Обосновывается продуктивность применения трансспективного анализа (разработанного В.Е. Клочко) в историко-психологическом исследовании, поскольку он позволяет: наводить аналитические мосты между условно закрытыми научными системами и школами; понимать закономерные тенденции усложнения психологического познания с учетом конкуренции и сосуществования типов научной рациональности; выявлять соответствие и комплементарность психологических концепций, между которыми существуют значительные временные или парадигмальные «расстояния»; моделировать диалог и конфронтацию ученых, которые в силу разных причин не входили в один референтный или оппонентный круг. Ключевые слова: история психологии, психологическое знание, постнеклассическая психология, методологическая рефлексия, концептосфера, трансспективный анализ | 316 | ||||
2 | В современной психологии наблюдается интерес к исследованию альтернативных способов рационализации человеком воспринимаемой действительности. Этот исследовательский тренд является ответом ученых на распространение в общественном сознании альтернативных и экстравагантных способов саморазвития, объяснения психологического неблагополучия и страдания, увеличение спроса заказчиков психологических услуг на «эксклюзивные» и экстравагантные практики саморазвития и совладания с кризисными состояниями, обусловленными нестабильностью и транзитивностью разных сфер общественной жизни. Эти практики, базирующиеся на магических формах мировосприятия и мышления, начинают встраиваться в «меню» психологических услуг не только представителей теневой психологии и шарлатанов, но и в методический арсенал предприимчивых и монетарно-ориентированных психологов. Наряду с осмыслением и концептуализацией достаточно широкого поля явлений, относящихся к магическому мышлению, объяснению его культурно-исторических предпосылок, возникает необходимость выявления его различных проекций в жизнедеятельность современного человека, выделения смысловых и поведенческих маркеров, по которым можно судить о степени нормальности и аномальности формы его проявления. В данной статье, наряду с результатами теоретического осмысления данного явления, представлены результаты эмпирического исследования отношения к нему студентов-психологов разных курсов. Они свидетельствуют о том, что у опрошенных студентов к окончанию образовательной подготовки снижается интенсивности проявления магического мышления, возрастает критичное отношение к возможностям его применения в собственной профессиональной деятельности. Тем не менее, было установлено, что вера в различные паранормальные явления весьма распространена в студенческой среде. Участники исследования считают, что магическое мышление, как неустранимый культурный феномен, имеет место в их повседневной и образовательной практике, а так же допустили возможность его воплощения в профессиональной деятельности психолога, но в весьма ограниченных случаях. Образовательная подготовка оказывает определенное влияние на уровень магического мышления студентов-психологов, однако она не является решающим фактором, о чем свидетельствуют данные других исследователей. Интерес к магическим практикам, оккультным представлениям и верованиям у студентов-психологов в процессе обучения в вузе не угасает окончательно даже к выпускному курсу. Возможной причиной является затянувшийся методологический кризис практической психологии, которая на данном этапе своего развития еще не окончательно отмежевалась от эзотерических и иных практик, опирающихся на магическое мышление. Ключевые слова: мышление, профессиональное мышление, магическое мышление, образование, практическая психология | 238 |