Education & Pedagogy Journal
RU EN






Сегодня: 15.12.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Поиск
  • Рейтинг
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Политика открытого доступа
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Яндекс.Метрика
E-LIBRARY (РИНЦ)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

Профессиональные перспективы старшеклассников в условиях социальных изменений. Education & Pedagogy Journal. 2023;4(8):43-57. DOI:

В условиях глобальных социальных трансформаций, задающих тренд на вариативность возможных сценариев личностного развития, перед современными старшеклассниками особенно остро встает вопрос относительно проектирования адекватного современным реалиям образа профессионального будущего, позволяющего, в том числе, учитывать тенденцию профилизации современной школы. Сформированные профессиональные перспективы помогают взрослеющему человеку сориентироваться в информационном поле возможностей выбора и обучения будущей профессии, обрести уверенность в завтрашнем дне, осуществить в настоящем необходимые действия, способствующие реализации поставленных целей. В связи с этим, одной из важных задач образовательных учреждений становится организация психолого-педагогического сопровождения процесса построения профессиональных перспектив учащихся старших классов. Цель представленного в статье исследования – оценка ведущих тенденций проектирования профессиональных перспектив современными старшеклассниками и выявление мишеней по организации психолого-педагогического сопровождения данного процесса. Методологической базой работы выступили идеи системного подхода, с позиций которого профессиональные перспективы осмыслены как взаимосвязанная совокупность перспективных линий развития, возникающих в пространстве локальных жизненных событий и обусловливающих облик будущего в границах сферы профессионального развития и карьерного продвижения. Определены измерения профессиональных перспектив как системного образования личности – ценностно-смысловое, когнитивное, эмоционально-оценочное, организационно-деятельностное. Методами эмпирического исследования выступили анкетный опрос, метод субъективного шкалирования, психологическое тестирование. Полученные данные обрабатывались математико-статистическими методами с использованием статистического пакета SPSS Statistics 22.0. В исследовании приняли участие 120 учащихся старших классов российской общеобразовательной школы. Результаты исследования показали, что в основе построения профессиональных перспектив старшеклассников лежат ценности сфер профессиональной деятельности, здоровья, саморазвития. Современные подростки ориентированы на планирование событий средне-удаленного будущего, периода от года до пяти лет. Старшеклассники представляют свое профессиональное будущее в позитивном ключе, у них активно развивается процесс самоорганизации деятельности, навыков тактического планирования и стратегического целеполагания. Психолого-педагогическое сопровождение становления профессиональных перспектив старшеклассников должно выстраиваться с учетом профиля обучения и быть направленным в одних случаях (математический профиль) на профилактику утраты интереса и возникновения ощущения предопределенности, а в других (гуманитарный профиль) – тревоги.

Ключевые слова: профессиональные перспективы, старшеклассники, жизненные перспективы, профиль обучения

1467

2025 Education & Pedagogy Journal

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ