Education & Pedagogy Journal
RU EN






Сегодня: 12.12.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Поиск
  • Рейтинг
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Политика открытого доступа
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Яндекс.Метрика
E-LIBRARY (РИНЦ)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

Основы педагогики: дисциплина или уклад?. Education & Pedagogy Journal. 2025;4(16):26-42. DOI:

Рассматривается одна из ключевых проблем, сложившихся в истории педагогики под влиянием двух концепций образования и способов его организации. Это механистический и гуманистический подходы. Противопоставление естественннучной парадигмы и гуманитарной парадигмы для педагогики не ново. В данном случае актуальность обращения к проблеме определяется необходимостью рефлексии отношения к наследию классической дидактики. Анализируются исторические условия возникновения дидактики, когда научное объяснение опиралось на достижения механики и математики. Именно математические и механистические способы понимания мира и его законов предопределили подход Я.А. Коменского к построению дидактической системы. Из всего наследия философии рационализма мы выбрали научные построения В.Г. Лейбница. Это яркий образец претензии математического подхода к пониманию всего мироустройства. Механическое устройство и числовой порядок легли в основу организации времени и пространства в школе, в основу школьной дисциплины. Обобщенная характеристика дисциплинарной системы образования дана с привлечением работ М. Фуко. Различия дисциплинарной педагогики и гуманистической педагогики представлено противопоставлением «механизм – организм», «механический агрегат – органическая система». Для объяснения этого противопоставления использована аргументация, данная российским философом и психологом А.С. Арсеньевым. Проекты школы как органической системы рассмотрены на примерах экспериментальной школы № 91 г. Москвы и школы «Универс» г. Красноярска. Для понимания особенностей организации образования в этих школах использовано понятие «уклад», введенное основателем «Школы самоопределения» А.Н. Тубельским. Уклад школы ассоциируется с теми феноменами, которые определяются как «скрытое образование» – это влияние среды школы, ее неформальной жизни на становление мировоззрения ее учеников. В завершение приведено описание проекта И.Д. Фрумина и Б.Д. Эльконина, реализованного в школе «Универс» и названного «Школой взросления». Основная идея проекта состоит в разграниченгиии возрастного и невозрастного пространств школы. Возрастное пространство строится в соответствии с идеей взросления, особенности возраста отражены в регламентации занятий, в архитектуре и дизайне учебных помещений. Невозрастное пространство это пространство общения всех возрастов, место их встречи.

Ключевые слова: дидактика, дисциплина, детерминизм, механизм, организм, свобода, уклад, личность

8

2025 Education & Pedagogy Journal

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ